Александр Лившиц: тоннель под Севастопольской бухтой технически возможен

Александр Лившиц: тоннель под Севастопольской бухтой технически возможен
  Александр Лифшиц. Фото: РИА-Крым

20 сентября стало известно, что в ходе встречи Владимира Путина с новоизбранными губернаторами глава Севастополя Дмитрий Овсянников рассказал о проекте строительства под главной бухтой города транспортного тоннеля, который бы связал Южную и Северную часть города федерального значения. Предварительно проект оценивается в 5 миллиардов рублей, и, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, получил положительную оценку и направлен в Министерство транспорта РФ. Президент, в свою очередь, поручил Дмитрию Овсянникову проработать проект и доложить об окончательных результатах.

Нет смысла говорить, насколько этот тоннель важен как для транспортной инфраструктуры города в частности, так и для развития всего региона в целом. Когда из-за непогоды рейд Севастопольской бухты закрывается, то немногочисленные катера и паромы остаются у причалов, и для того, чтобы попасть на Северную сторону города, приходится совершать объезд длиною в 30 километров.

Свое видение реализации этого амбициозного проекта специально для ИА FederalCity изложил эксперт, член Общественной палаты города, глава Союза строителей Севастополя, кандидат технических наук Александр Лившиц.

- Александр Рудольфович, как вы оцениваете техническую возможность прокладки транспортного тоннеля под Севастопольской бухтой?

- Дело в том, что в былые времена подобные проекты прорабатывались, у них были и противники, и сторонники. В частности, тоннель предполагалось сделать однопутным, в нем ходил бы электропоезд, как в метро – туда и обратно, перевозя людей. Такие предложения звучали еще в 80-90-х годах прошлого века, но от перехода в практическую плоскость специалистов удерживало следующее – в целом такой вариант не решал транспортной проблемы доступности Северной стороны в целом, только перевоз пассажиров.

Но если в данном случае речь идет именно о транспортном, грузовом переходе, с участие автомобилей, то здесь, на мой взгляд основная проблема – портал входа и выхода. Если с чисто пассажирским тоннелем все понятно – входы и эскалаторы как в метро, то с автомобильным переходом встает вопрос – где в центре города, на Южной стороне, разместить портал в тоннель?

Как сюда будут заезжать машины – ведь глубина бухты, если я не ошибаюсь, около 19 метров, плюс компенсационный слой, плюс защитный слой, то есть аппарель должна уйти на такие расстояния. Если такие варианты кто-то прорабатывал, было бы очень интересно познакомиться.

- Бытовало мнение, что реализация подобного проекта невозможно из-за специфики грунтов на дне Севастопольской бухты, якобы неустойчивых и с большими слоями ила.

- Поймите, любые, даже самые тяжелые грунты можно укреплять, используя определенные технологии. Это из серии вопросов – можно ли строить в Севастополе 20-этажный дом в условиях восьмибальной сейсмики. Можно, только это будет стоить дороже, с учетом проведения некоторых конструктивных мероприятий. Также и с тоннелем – технически, при использовании всего спектра современных технологий, возможно проложить все, дело только в смете.  Теоретически – реально, но практически, куда его выводить в центре города – самая главная проблема.
- А на Северной стороне подобной проблемы нет?

– Там проще найти коридор. Речь ведь не идет о том, чтобы вывести его прямо на площадь Захарова. Там есть и иные возможности, в том районе, где проходит коллектор, в районе улицы Громова, например. Но повторюсь, все это актуально, если мы говорим о автомобильно-грузовом тоннеле, если же о чисто пассажирском, то подобные проблемы не столь важны.

Вообще то, надо внимательно почитать про систему тоннелей под Ла-Маншем, там схожие условия, есть и транспортный переход, и проложенные технические коммуникации.

В любом случае, хотелось бы ознакомиться непосредственно с проектной идеей в нашем случае, тогда возможность комментария будет более полной. Кстати, я всегда выступал за создание в нашем городе Технического совета, когда он существовал при Борисе Кучере (председатель городской госадминистрации в 1998-1999 г.г – прим ред.). Туда входили ученые, эксперты, главные инженеры ведущих севастопольских предприятий, градостроители. Как  мне видится, было бы неплохо, прежде чем представлять проект в окончательном виде Президенты, проработать его местном уровне с привлечением широкого круга наших технических специалистов и ученых. Надеюсь, что так оно и случится.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен