Вячеслав Горбатов: «Судостроение требует сейчас первостепенного внимания»

Вячеслав Горбатов: «Судостроение требует сейчас первостепенного внимания»
  Председатель Севастопольского РО РСПП Вячеслав Горбатов. Фото: К.Сомова

Председатель Севастопольского отделения РСПП Вячеслав Горбатов рассказал корреспонденту ИА FederalCity о перспективах развития одной из градообразующих отраслей экономики региона.

 - Вячеслав Иванович, что представляет собой сейчас в Севастополе некогда мощные судостроение и судоремонт?

 - Несмотря на начавшиеся подвижки, ситуация в этой некогда градообразующей отрасли сложная. Начнем с одной из главных проблем в судостроении – кадровой. Сегодня на Севморзаводе – филиале «Звездочки» не хватает кадров. Если выполнять большие заказы, такие, как, к примеру, ремонт ракетного крейсера «Москва», то на Севморзаводе должно быть, как минимум, 3000 работников, их сейчас около 700. Видите, какой дисбаланс? Далее, вопрос обеспечения жильем, общежитиями именно на этом предприятии. Почему именно на Севморзаводе? Потому что во всех концепциях и планах Севастополю были определены три направления развития города федерального значения – судостроение и судоремонт, виноделие и туризм. Чтобы определить дальнейший путь, по которому пойдет судостроение, надо сделать ряд шагов.

 - Каких именно?

 - В первую очередь, как мне кажется, губернатор должен дать указание всем департаментам и профильным ведомствам оперативно решать все проблемы, возникающие в этой отрасли. К первоочередным из их ряда относится оформление земельно-имущественных отношений. Сегодня ни один инвестор не будет вкладывать средства, пока его земельно-имущественные отношения с правительством Севастополя не будут оформлены в законном порядке. Далее. Как вам известно, судостроение и судоремонт в течении последних 20 лет методично разваливали – Севморзавод с 16000 работников скатился до 200 человек. Поэтому, помимо юридических и кадровых проблем, назрела необходимость реконструкции и модернизации производства. Не сможем мы конкурировать с другими судостроительными предприятиями до тех пор пока у нас на СМЗ не будет внедрены передовые технологии. Естественно, нужны инвестиции, и по предварительным нашим данным, в отрасль собираются вложить не менее 6 миллиардов рублей. Так что здесь надо их грамотно освоить.

 - Что еще необходимо для возрождения судоремонта и судостроения в регионе?

 - По данным департамента экономики, у нас в Севастополе в этой отрасли занято более 120 предприятий. Прежде всего, надо проанализировать, что это за субъекты экономической деятельности. Далее, надо изыскать возможность их скоординировать, сконцентрировать на достижение конечного результата. Смотрите что получается – на данный момент примерно 60% этих предприятий не имеют своих причальных стенок и сухих доков. Естественно, их объединить вокруг той же «Звездочки» или 13-го завода с точки зрения выполнения работ на субподряде. Такие предприятия как «Эра» (электротехнические работы), как «Фарватер-С» (приборостроение) должны понимать, что у них есть надежный генподрядчик, который их будет загружать заказами. Если будет решен вопрос с объемами работ, построены общежития, тогда можно будет довести число работников в этой сфере до 9000, как и записано в концепции развития Севастополя до 2030 года.  Исходя из вышесказанного, подчеркну - судостроение требует сейчас первостепенного внимания. Остальные отрасли ориентированы на небольшие предприятия, где работают до 100 человек, не тот размах. Правда это не означает, что их надо закрывать, нет к ним надо подходить индивидуально.

 - Что можно сделать прямо сейчас, не дожидаясь инвестиций и бюджетных вливаний, это как известно, долгий процесс?

 - На мой взгляд, нелишним будет собрать всех руководителей предприятий, задействованных в данной сфере, и обсудить с ними организацию совместной работы в Севастополе. Пусть это будет Совет из опытных профессионалов, много лет проработавших в отрасли, таких как Анатолий Череватый (в прошлом, генеральный директор Севморзавода – прим. ред), Виктор Ледяев (руководитель завода «Парус» - прим. ред), Вячеслав Дзюба (директор предприятия «Авлита» - прим. ред). Все эти люди десятки лет отработали в судостроении, прекрасно знают производственный процесс. Это может быть сплав молодости и опыта, и это может дать результат. Я обращался к вице-губернатору Илье Пономареву с предложением о таком вот Совете, чтобы собираться хотя бы раз в полгода и анализировать ситуацию в отрасли. А то мы по 50-60 различных программ составляем, а они не выполняются, и никто ни за что отвечать не хочет. Так мы судостроение и судоремонт не возродим – а без этого экономика Севастополя надолго останется ущербной.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен