Крупные компании в Севастополе и РК – и колется, и не хочется

Крупные компании в Севастополе и РК – и колется, и не хочется
  Фото: belive.ru

Как это ни парадоксально, но блестящая операция спецслужб по воссоединению Крыма с Россией оказалась полной неожиданностью для всех, включая и крупный бизнес, обычно имеющий свои источники информации во всех сферах. После первых дней оторопелое молчание хранили все – Запад «переваривал» оплеуху, нанесенную Кремлем, предпринимательское и экспертное сообщество пыталась понять, что теперь делать с внезапно «свалившимся» полуостровом.

Первые прогнозы были вполне оптимистичны – многие аналитики всерьез полагали, что за пару-тройку лет Крым превратится в подобие побережья Кавказа – станет ухоженной и прибыльной курортной зоной. Уже озвучивались размеры многомиллиардных инвестиций, но тут США и идущая за ними в кильватере Европа очнулись от замешательства и разразились первой волной санкций. И сразу стало ясно – просто в Крыму не будет еще долго.


Финансы и связь


Как бы то ни было, первыми на полуостров «зашли» операторы мобильной связи и банки, без которых хотя бы подобие нормальной жизни было не построить.

Нишу сотовой связи в Крыму оперативно занял «К-Телеком», который связывали с деятельностью российского оператора МТС, что впрочем фактически не доказано. Уже в мае 2014 года в Севастополе и РК начали распространяться сим-карты, позволяющие абонентам полноценно общаться внутри российского оперативного пространства. По некоторым данным, в  первые месяцы таких «симок» было реализовано на полутора миллионов. Отметим, что при Украине в Крыму было более 2,5 млн абонентов – клиентов операторов "МТС-Украина", "Киевстар" и "Life" с емкостью более 1 миллиарда 200 миллионов рублей в месяц.

Эти компании работали на полуострове до августа 2014 года, а затем их нишу прочно занял  "К-Телеком", который начал предоставлять услуги мобильной связи под брендом "Win-mobile" на бывших крымских частотах "МТС-Украина" и при использовании ее оборудования.

В течение последующих нескольких лет подобие конкуренции "К-Телекому" пытались создать несколько региональных компаний, таких как Севмобайл, Крымтелеком, «Волна», однако никто из по-настоящему крупных игроков типа Билайн или Мегафон побороться за крымский рынок так и не решился. Причина одна – угроза санкций. И пока эта боязнь сохранится, рынок мобильной связи Крыма останется по сути монопольным, что, вероятно, в будущем отразится и качестве услуг, и на тарифах.

Второй и важнейшей составляющим нормальной жизнедеятельности любого региона являются финансы, в первую очередь – банковская система. И здесь федеральные власти «отработали» оперативно, в кратчайшие сроки создав в РК и Севастополе относительно стабильную финансовую конструкцию.

На место выбывший украинских кредитных учреждений встали сразу несколько небольших по капитализации российских банков, однако теперь, по прошествии нескольких лет, у большинства из них либо отозваны лицензии, либо они сами ушли «на материк». Более-менее уверенно сейчас себя чувствуют «Россия», РНКБ, "Морской" и ЧБРР. После смены руководства снова входит в пятерку наиболее крупных финучреждений полуострова и Генбанк.

Впрочем, ни по своему масштабу, ни по объемам они не дотягивают до самых серьезных игроков на банковском поле России, хотя и в общем и целом со своей задачей справляются, предоставляя клиентам необходимый набор услуг. Однако есть и проблемы - существование монополии нескольких банков приводит к увеличению тарифов на банковское обслуживание. В результате банки Крыма предлагают по депозитным вкладам более низкие ставки, чем на материке. Есть сложности и в кредитовании, особенно мелкого и среднего бизнеса.

И тем не менее в ближайшем будущем появления на полуострове больших российских банков не стоит. Причина все та же – опасения возможных финансовых рисков из-за санкций.  Показательны в этом смысле слова руководителя Сбербанка Германа Грефа:

««Мы должны понимать, что наше присутствие в Крыму автоматически означает попадание нас под очень широкий спектр санкций, не только которые есть сейчас… Последствия для экономики страны могут быть таковы, что даже пока не может идти речи о начале нашей работы в Крыму».

Таким образом, для полноценного вхождения РК и Севастополя в финансовое поле России необходимы либо отмена санкций, либо твердая позиция руководства страны, в которой были бы учтены все возможные экономические риски и политические дивиденды.


«Островная» логистика


А что же в других сферах жизнедеятельности полуострова? Почему здесь такие высокие цены и при этом нет крупных ритейлеров?

С крупными сетями тоже ясно – все те же санкции мешают таким «китам» как  X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток") или кубанскому «Магниту» полноценно заработать в Крыму. Причем есть опасения не только сложностей с привлечением кредитных средств в иностранных банках в случае инвестирования в Крым, но непростой логистики. Да что там говорить, если  головной офис X5 Retail Group расположен в Голландии, а карта РФ на официальном сайте компании до сих пор не включает в себя Крым.

И все же не все крупные сети убоялись мести США и их сателлитов. В частности,  немецкие VW Group и «Метро»,  французский «Ашан» продолжают работать на полуострове. По этому поводу  пресс-службы самих «Метро» и «Ашан» заявили агентству Reuters, что на территории Крыма работают российские ритейлеры, действующие в рамках франшизы, и которые подчиняются российскому, а не европейскому законодательству.

Но это скорее исключение из правил. А пока рынок Севастополя и РК делят относительно небольшие, в основном региональные компании. Как следствие – неоправданно завышенные цены для местных потребителей. Сетевики отговариваются большими транспортными расходами ввиду отсутствия мостового перехода через Керченский пролив, который сейчас строится ударными темпами.

Как уже сообщало ИА FederalCity,  набор основных продуктов по Севастополю является наиболее дорогим во всех субъектах Южного федерального округа, хотя цены на некоторые виды товаров в городе-герое могут быть ниже, чем на материке. В частности, минимальный набор продуктов питания в Севастополе «тянет» на 3946 рублей против 3594 рублей в ЮФО и 3757 рублей в РК.

Власти Севастополя пытались договориться с региональными торговыми сетями о более разумной ценовой политике, однако пока эти усилия ощутимых результатов не принесли.

Пытаются влиять на ситуацию и в ФАС, которые периодически проводят рейды по торговым объектам полуострова. Причиной проверок стала необходимость проконтролировать, как крымские торговцы исполняют закон о регулировании торговой деятельности, не позволяющий неоправданно увеличивать цены, а также многочисленные жалобы жителей Севастополя и РК в адрес сетевиков. Как следует из информации, полученной от крымчан, в ряде случаев цены на одни и те же товары на полуострове на 50 -70% выше, чем в соседнем Краснодарском крае.

Аналогичные проблемы жители полуострова испытывают и топливом, разница в цене на которое по сравнению с материком может достигать 4-5 рублей за литр.


Строительство и аграрный сектор


Одной из немногих отраслей экономики, которая достаточно уверенно развивается в Крыму, является строительство. Несмотря на то, что и здесь крупные российские  строительные фирмы не присутствуют на полуострове, региональные застройщики вполне справляются сами. Причины роста ясны – население в РК и особенно в Севастополе стремительно увеличивается, необходимость в жилье постоянно растет. К тому у жителей материковой России есть серьезный интерес к приобретению домика или квартиры у моря.

И если к РК все обстоит более менее благополучно, то в севастопольские застройщики находятся в состоянии перманентной «войны» с группой экс-спикера заксобрания Алексея Чалого, которая составляет большинство в местном парламенте. Постоянные «наезды» на девелоперов, мягко говоря, не способствуют повышению объемов сдачи жилья. Согласно данным Севастопольстата, на строительном рынке наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением объёмов ввода жилья. Так, за период с января по сентябрь 2017 года сдано в эксплуатацию 79033 кв.м. жилья против 115603 кв.м. за аналогичный период прошлого года.

Эксперты связывают падение темпов сдачи жилья с отсутствием специального закона, которые регулирует все взаимоотношения юридических лиц в сфере градостроения. Кроме того, пока не принят и закон об инвестиционной деятельности.

Определенную тревогу вызывает и невнятная политика властей в отношении выделения земельных участков под строительство, где порой присутствуют элементы применения «двойных стандартов» в отношении различных, порой конкурирующих, структур.

Еще одним «драйвером» экономики Крыма может стать сельское хозяйство. Особенно сильная конкуренция наблюдается в виноделии, где позиции местной «Массандры» теснит компания SVL Group, за которой стоит бизнес-омбудсмен Борис Титов. Есть у них и интересы в Севастополе, где намереваются активно развивать авторское виноделие.


И каковы перспективы?


Каковы же перспективы прихода в Крым действительно серьезных игроков, и есть ли они вообще?

К сожалению, в условиях, когда санкции против Крыма в частности и России в целом не только не смягчаются, но и усиливаются, ждать коренного изменения ситуации к лучшему не приходится. Надеяться остается только на то, что Европа может попытаться стать самостоятельным игроком в мировой политике, а не слепо следовать указаниям из Вашингтона. Тогда можно предположить, что Брюссель рискнет отменить часть санкций либо смягчить их действие в Крыму. Правда пока подобный поворот событий не просматривается.

Есть и еще один вариант, при котором мы увидим крупные российские компании на полуострове. Это произойдет в случае введения полного экономического и финансового эмбарго против Российской Федерации со стороны консолидированного Запада. В этом случае нам уже будет, как говорится, нечего терять – «снявши голову, по волосам не плачут».  Увы, но пока наиболее вероятный сценарий – именно этот.








Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен