Четвертое возрождение русского театра

Четвертое возрождение русского театра
  Источники: ptj.spb.ru, vladtime.ru, ИА FederalCity.

Во Всемирный День театра о судьбе отечественной Мельпомены для ИА FederalCity рассказывает публицист Елена Киселева.

- Российский театр, как впрочем, и мировой, неоднократно хоронили всерьез и по-настоящему – всякий раз, как только появлялся новый класс развлечений, захватывающий общество. И всякий раз, казалось бы, согнувшись в три погибели и усохнув до основания, театр вдруг пускал новые свежие побеги в виде новых талантов и гениальных спектаклей. И все начиналось сначала.

Впервые русскому театру предсказали верную гибель после появления кино. Второй раз – после тотального распространения телевидения. Третьим, нетипичным разом, стала внезапная свобода от цензуры, когда вдруг стало ясно, что говорить-то не о чем и некому и надо создавать новый театральный язык, вместо того, чтобы имитировать на сцене реальную жизнь, добавив «чернухи», на которую никто не идет.

И снова окунувшись в живую воду мировой и российской классики, театр понес людям то, что всегда был призван нести – ощущение духовной работы и катарсиса, ради которого все затевалось еще в Древней Греции.

Казалось, что когда в нашу жизнь вошел интернет, а, главное, компьютерные игры, театру точно не выжить. Теперь можно не смотреть, а играть, даже лучше чем театре – ты сам выбираешь спектакль и роль. Будь это твоя маска в соцсетях или виртуальный персонаж, с которым люди сживаются при помощи мыши почти что физически. Казалось, homo ludens пресыщен возможностями.

Но пришло «одиночество в сети» и люди снова вспомнили счастье переживать катарсис в обществе.  И «бог Театра» проявляется как истинный Бог, именно так – «если двое или трое собрались во имя мое, аз посреди них…»

Если взглянуть на kassir.ru на предложения питерских театров, то кажется, что театр не просто умер, а и вполне ощутимо гниет. Театральные новости Петербурга подтягиваются там до российской тенденции – не о премьерах, а об обысках и арестах. Но ростки нового театра пробиваются вовсе не здесь. Убедиться в этом можно на другом удивительном сайте –  ptj.spb.ru.

В лихие 90-е годы был создан «Петербургский театральный журнал», чтобы спасти то, что осталось, и бережно выпестовать новое. Журнал создала великая женщина – ангел - хранитель петербургского театра, критик Марина Дмитревская.

Нестяжатель, с высоко, всегда не по времени, задранной планкой, она создавала этот журнал. Сотни театральных критиков вышли из мастерской Марины Дмитревской с этой планкой профессии, записанной на подкорку. И она сама, появляясь в театре, одним своим видом напоминает актерам и режиссерам,  зачем они выбрали эту профессию, и в чем истинное предназначение театра.

Журнал Марины Дмитревской выжил в те годы, когда гибло все. Он и теперь жив. И если вы хотите окунуться в счастье присутствия на акте рождения искусства, если вы хотите узнать или вспомнить ощущение катарсиса, то загляните в «Петербургский театральный журнал» на вкладку «Выбор редакции» и посмотрите, какие спектакли считают в этом месяце лучшими Дмитревская и соратники.

С Днем Театра, петербургские театры и зрители! С Днем Театра, «Петербургский театральный журнал!» С Днем Театра, Марина Юрьевна! И долгих-долгих лет жизни!


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.