Общественные слушания – необходимая опция или пустая формальность

Общественные слушания – необходимая опция или пустая формальность
  Общественные слушания по генплану Севастополя. Фото: форпост-севастополь.ру

Общественные слушания вошли в нашу жизнь относительно недавно – лет пятнадцать назад. Воспринимаемые поначалу как некий элемент прикрытия каких-либо неправомерных действий с целью придания им законности, с годами публичное обсуждение различных вопросов хоть медленно, но верно начинает играть роль в развитии городского пространства.

С точки зрения закона 

Эту сферу взаимодействия власти и общества регулирует Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ст. 28 этого обширного документа разъясняется, что такое «Публичные слушания, общественные обсуждения». Итак, они проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Назначить их можно по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Среди вопросов, которые должны быть вынесены на общественные слушания: уставы, бюджеты, стратегии социально-экономического развития, преобразование муниципального образования.

А вот могут быть вынесены на суд общественности проекты генпланов, правил землепользования и застройки, благоустройства территорий, планировки, межевания, изменения вида использования земельных участков, реконструкции объектов капстроительства и целый ряд других проектов. Причем в порядке, предусмотренном уставом того или иного муниципального образования.

Таким образом, формально общественные слушания должны проводиться при принятии довольно широкого круга законов и решений.

К настоящему моменту практика города федерального значения Севастополь накопила достаточно примеров как эффективности, так бесполезности применения ст.28 ФЗ-131 на практике.

Необходимая опция 

В том, что общественные слушания могут быть реальным инструментом влияния жителей на содержание принимаемых муниципальных правовых актов, севастопольцы убедились весной 2017 года, когда на общественные слушания был вынесен проект генерального плана.

Документ сразу вызвал множество критических замечаний горожан и стал причиной первого в российской истории Севастополя протестного митинга.

После такой реакции жителей, губернатор принял решение отправить проект на переработку с учетом более чем 10 тысяч предложений и поправок горожан.

Еще одним примером эффективности публичных слушаний может служить история с реконструкцией Парка Победы. Некоторые аспекты данного проекта вызвали недовольство севастопольцев, поэтому общественное обсуждение проекта было жарким и вызвало широкий резонанс. В частности, замечания касались увеличения количества зеленых насаждений, установки забора вокруг территории места отдыха, отсутствия ряда элементов «доступной среды».

По итогам слушаний горожанам удалось добиться от властей обещания убрать забор вокруг парка и увеличить сумму на озеленение с 19 миллионов до 64 миллионов рублей. Кроме того, в правительстве сообщили о намерении привлечь к реконструкции специалистов Никитского ботанического сада, которые смогут подобрать именно те растения, которые приживутся в нашем климате и решить вопросы, поднятые представителем Всероссийского общества инвалидов Сергеем Томиловым.

Пустая формальность 

Однако немало и совершенно противоположных примеров.

Настоящим расколом в обществе стало намерение властей возвести памятник «Единение», который символизировал бы примирение всех участников Гражданской войны 1918-1922 г.г. Установленная напротив Херсонеса стела стала бы, по мнению властей, одним из важных элементов городского пространства.

Суть конфликта можно сформулировать так – власти с одобрения федерального центра хотят поставить памятник жертвам Гражданской войны, в том числе и участникам «Белого движения»; ряд севастопольских общественников не хотят видеть в городе памятника белогвардейцам и требуют провести по этому поводу дискуссию среди горожан, а обсуждения, организованные властями, серьезными не считают.

Действительно, слушания, проведенные по этой теме правительством, более напоминали тайный сход заговорщиков, нежели широкую общегородскую дискуссию.

А ведь было распоряжение губернатора Дмитрия Овсянникова об обязательном проведении общественных слушаний перед началом возведения мемориального комплекса на улице Катерной, напоминают общественники. По их мнение, нарушается закона города Севастополя от 10 марта 2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе».

Отметим также, что работы по возведению «Единства» идут сейчас полным ходом.

Между тем среди горожан появились подозрения, что повторные общественные слушания переработанного проекта генплана могут также превратиться в пустую формальность.

Если ранее губернатор Дмитрий Овсянников неоднократно заверял, что генплан будет обязательно проведен через процедуру повторных общественных слушаний, то в своем выступлении перед депутатами заксобрания глава департамента градостроительства и архитектуры Марина Ракова от прямого ответа по данной теме ушла.

Вскоре появилась информация, что слушания может заменить проект, выложенный для ознакомления в сети Интернет.

Безусловно, формат общественных слушаний доказал свою практическую необходимость при решении жизненно важных для граждан вопросов.

Однако отсутствие четких параметров их проведения, и что немаловажно, зыбкость ответственности со стороны властей за формализацию процесса делает этот инструмент взаимодействия человека и чиновника слишком удобным лишь для одной из сторон.

И это сторона -  явно не общество.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.