В деле с «Муссоном» власть не собирается подстраиваться под бизнес

В деле с «Муссоном» власть не собирается подстраиваться под бизнес
  Собрание арендаторов ТРЦ "Муссон", май 2018 г. Фото: Ю. Югансона

Проблема с закрытием, а в перспективе, и сносом крупнейшего в городе торгово-развлекательного центра «Муссон» продолжает находиться в фокусе внимания севастопольцев и экспертов.

И дело тут не только в размерах ТРЦ и количестве работающих там горожан – на примере строптивого владельца «Муссона» власти собираются доказать, что работать в городе можно будет только по одним правилам. И устанавливать их будет не бизнес.

Торговый комплекс на месте завода

В 1967 году в Севастополе, на пустынной окраине города выросли корпуса нового предприятия – завода радиоаппаратуры. Буквально за несколько лет он стал крупнейшим в СССР изготовителем морской радиосвязи.

К концу 70-х на заводе, которому присвоили имя Валерия Калмыкова (министр радиопромышленности СССР), работало более 10 тысяч человек, еще 2.5 тысячи трудились в конструкторском бюро. Это было единственное предприятие Советского Союза, которое выпускало, помимо всего прочего, и станции спутниковой связи «Волна», «Волна-М», «Айсберг».

В 1989 году на базе Севастопольского радиозавода и конструкторского бюро создано научно-производственное объединение «Муссон». В этом же году было введено новое здание КБ (башня 86м высотой с радиопрозрачным колпаком – антенной лабораторией).

Однако после распада СССР завод акционировался, ушла в прошлое эпоха госзаказа, и тысячи инженеров, конструкторов и рабочих оказались на улице –  «вписываться в рынок». Кто-то, как Алексей Чалый, в него вписался, большинство – нет.

По пустым, ржавеющим корпусам гулял ветер, а градообразующее некогда предприятие распалось на десятки мелких фирм и фирмочек.

У бывшего ПАО «Муссон», тем не менее, осталось главное – территория. И этим потенциалом предприниматели воспользовались сполна. Уже к концу 90-х-началу 2000-х на месте бывшего орденоносного завода появился торгово-развлекательный центр, который, не мудрствуя лукаво, назвали прежним именем – «Муссон».


Безмятежные годы

Надо сказать, что в годы украинской юрисдикции над Севастополем ТРЦ «Муссон» не испытывал по-настоящему серьезных проблем.

Безусловно, были и проверки, и «наезды», и штрафные санкции – весь обычный набор, присущий ведению предпринимательской деятельности периода как «дикого», так и относительно уже респектабельного капитализма.

Однако все возникающие проблемы руководством «Муссона» решались в установленном порядке и по обычной схеме – через связи и деньги.

Вместе с тем стараниями собственника ТРЦ Владимира Плотка торгово-развлекательный центр превратился в действительно лучший в Севастополе комплекс – с супермаркетом, большими магазинами и бутиками, гостиницей, ледовым катком, боулингом, столовыми, кафе, барами и ресторанами, спортивными залами и площадками, детским городком и девятью кинозалами.

Весной 2014 года для «Муссона» наступила другая жизнь.


Новая система власти – новые правила

В сентябре 2014 года Севгорстройнадзор оштрафовал «Муссон» на полмиллиона рублей по итогам проверки здания гостиничного комплекса.

Прокуратура Гагаринского района наложила взыскание по результатам проверки исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в ноябре 2014 года.

После выявления нарушений при реконструкции здания бывшей столовой завода Севгорстройнадзор оштрафовал предприятие на 20 тысяч рублей.

В мае 2015 года прокуратура заявила, что ПАО «Мусссон» незаконно занимает земельный участок, площадью 25,2 га, так как, согласно документам, на нем должен стоять завод, автостоянка и артезианская скважина.

В 2016 голу экологи штрафовали ТРЦ уже за использование скважины – на 800 тысяч рублей.

Ну а в 2018 году центр и вовсе закрыли за нарушение правил противопожарной безопасности, более того, власти угрожают вообще снести его, так как земля под ним – сельскохозяйственного назначения (выходит, завод с 1967 года стоял там незаконно?).

На самом деле, считают эксперты, назначение земли, да и противопожарная безопасность здесь вовсе не главное.

Просто власть намерена доказать всем местным предпринимателям, что они будут работать по системе, которую выстраивают «государевы люди», либо не будут работать вообще.

На примере «Муссона» доводится тезис о том, что решать вопросы так, как это было принято при Украине, уже не получится.

«Я вижу два сценария: либо собственника доведут судами, измучают, — поясняет московский политтехнолог Сергей Маркелов. — Если сама функциональность этой площадки будет нужна городу, то, безусловно, будут поводить к тому, что поменять собственника, завести туда, условно, либо сделать государственно-частное партнерство. Либо сделать муниципальным центром».

По мнению Маркелова, создавать тепличных условий для какого-либо отдельного бизнесмена власть не будет – либо ты встраиваешься в систему, либо тебя сносят.

К сожалению, действительно богатые люди могут просто-напросто плюнуть на все и уйти из города, да и из страны, унося с собой свои капиталы.

А вот создать на освободившемся объекте столь же успешный бизнес далеко не всякому государственно-частному партнерству по плечу.

И тогда уже во второй раз ветер засвистит в опустевших торговых залах, катках и баскетбольных площадках, которые будут терпеливо ждать очередного ренессанса.


 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен