Муниципальный депутат о политике благоустройства в столице: уничтожение природы Москвы и нашего здоровья за наши деньги

Муниципальный депутат о политике благоустройства в столице: уничтожение природы Москвы и нашего здоровья за наши деньги
  Фото: ФБ

Москва остается городом с противоречащей здравому смыслу активностью коммунальных служб, которые, как и многочисленные застройщики-уплотнители, невзирая на протесты и мольбы москвичей, продолжают "благоустраивать" столицу, уродуя ее и доставляя жителям своими варварскими действиями бесконечные тягостные неудобства.

Об особенностях организации ухода за зелеными насаждениями по-собянински мы побеседовали с муниципальным депутатом Лефортово Александрой Андреевой.


Вредительство по постановлению 

– Чем можно объяснить постоянное стремление московских коммунальщиков мучать своей "заботой" зеленые насаждения в столице, в частности, постоянную обрезку деревьев?

– В Москве порядок обрезки деревьев регламентирует Постановление №743-ПП, которое само по себе достаточно криво в некоторых вопросах. Но московские коммунальщики умудряются нарушать даже это постановление.

Постановлением 743-ПП установлено три типа обрезки – санитарная, формовочная и омолаживающая.  Формовочная обрезка – обрезка очень небольшая, делается она в основном в усадебных парках для формирования кроны нужного вида. Практически никогда не проводится, но нас и не интересует.

Санитарная обрезка – это обрезка сухих и больных веток. Проводится она как раз по большей части в зеленое время для того, чтобы эти сухие и больные ветки можно было отличить от здоровых.

Наиболее вредительская обрезка – это та, которая называется омолаживающей й.  Омолаживающая обрезка, если ее проводить нормально, по уму, она могла бы быть чем-то, скажем так, нормальным, потому что некоторые деревья, действительно, нужно омолаживать. Но как? В этом 743 постановлении описано, как нужно проводить омолаживающую обрезку. Она может проводиться только тогда, когда нет сокодвижения, то есть примерно с октября по март, и порядок ее проведения предполагает, что обрезаются только некоторые ветки и должны оставаться все основные ветви и некоторые ветви второго порядка.

На самом деле, конечно, такая обрезка не нужна, потому что даже такая обрезка вредит деревьям. Ее можно было бы на самом деле проводить не для живых и здоровых деревьев, а для совсем уже старых и умирающих, чтобы попробовать их реанимировать.

"Несусветная дичь" и "неадекватная истерия" 

Но ее-то у нас и стали проводить для здоровых тополей. Более того, ее применяют для борьбы с пухом, что уже просто дичь несусветная. И ее проводят неправильно даже с точки зрения этого постановления: берут и обрезают полностью ствол, обрубая у него все ветви. Остается голый ствол. Это близко к тому, как если человеку отрубить руки и ноги – будет ли он после этого жить? Может, и будет, но вопрос в том, какая это будет жизнь. Дерево, у которого таким варварским способом обрезали все ветки, пытается какие-то скрытые силы направить на создание новых веток, но – если говорить о тополях – крона после такой обрезки получается абсолютно неестественной формы. Ветки растут в отношении естественной формы неправильно, они растут прямо от ствола, у них неправильный угол роста, из-за этого они становятся ломкими и, естественно, часто ломаются.

Надо заметить, что нынешняя истерия на тему тополей совершенно неадекватна. Не просто так в советское время сажали тополя. Дело в том, что тополю нет равных по количеству зеленой массы, ни одно дерево не сравнится с ним в скорости роста,  скорости прироста зеленой массы и в объеме зеленой массы. А что такое зеленая масса? Это, во-первых, кислород,во-вторых, это фильтр мелкодисперсной пыли, в-третьих, это фильтр шума, в-четвертых, это регулирование микроклимата.

У властей две претензии: первая, что тополя ломкие, вторая, что тополя пылят. В случае посадки новых деревьев эти проблемы решаются следующим образом. Во-первых, нужно сажать "мужские" деревья, от которых не бывает пуха. Что касается ломкости, то дело в том, что тополей много разных сортов и пород. Берлинский, или бальзамический, тополь, действительно, страдает некоторой хрупкостью. Но есть осокорь, или черный тополь. Вот у него этих проблем нет, он во всех отношениях лучше. Во-первых, он вырастает крупнее, чем берлинский. Во-вторых, он дольше стоит зеленым. Осенью бывает такой период, когда недели полторы, иногда две, когда часть тополей уже облетела, а часть еще нет и стоит зеленая. Раньше облетают бальзамические, или берлинские тополя, а зелеными стоят черные тополя. Их довольно легко отличить: у бальзамического тополя лист имеет форму, приближенную к овалу, у черного тополя лист похож на треугольник.

Черный тополь не падает даже при урагане. Посадка черных тополей мужского пола, которые не пушат – идеальное решение.

Что касается существующих деревьев: тополиный пух – это очень-очень мелкая, конечно же, неприятность. Самая популярная претензия к тополиному пуху, что от него бывает якобы аллергия. Любому, кто хотя бы чуть-чуть понимает, что такое аллергия, понятна абсурдность этого утверждения. Аллергия – это реакция на пыльцу. Пыльца попадает в нос, раздражают слизистую, и начинается аллергическая реакция. Наверное, есть какое-то небольшое количество людей, у которых аллергия на пыльцу тополя. Это очень редкая вещь, у намного большего количества людей аллергия, например, на березу, но никто же не предлагает вырубить все березы, потому что у кого-то на нее аллергия.

Другой вопрос, что зачастую тополиный пух летит в то же время, когда цветут аллергены. Поэтому людям кажется, что у них аллергия на пух, на самом деле у них аллергия на что-то совершенно другое. Неудобство от пуха очень небольшое. Зато это красиво: снег летом Ну и самое главное: это незначительное неудобство многократно перекрывается тем кислородом, который дают эти деревья.

Если тополь обрезать по принципу топпинга, оставите от него один столбик, той зеленой массы, которой его лишили и которой лишили нас, он достигнет только через несколько десятков лет, если это вообще когда-нибудь  произойдет.

Летом, когда обрезанный тополь представляет собой просто зеленую массу, он еще выглядит ничего, но когда нет листьев, он очень некрасив и даже уродлив. Кронирование дерева, топпинг – это уродование естественного природного объекта.

И очень часто деревья не переживают такую обрезку в ситуации большой экологической нагрузки. Погибает примерно половина деревьев, обрезанных таким образом, они не восстанавливаются, засыхают. Остальные восстанавливаются очень плохо, медленно.

"Распил бабла"

– Как тогда объяснить действия московских коммунальщиков, властей, варварски обрезающих деревья?

– Очень просто: распил бабла. Обратите внимание, что во всех случаях в отношении природы совершаются те действия, которые позволяют распилить деньги, и не совершаются те действия, которые в меньшей степени позволяют распилить деньги.

Вот, например, тот же самый уход за газонами. Да, некоторые газоны иногда нужно косить. Но, кроме этого, есть огромное количество работ, которые надо проводить: поливать, полоть, подкармливать. Все эти работы не проводятся, за исключением кошения. Зато деньги на них исправно списываются.

Есть разные типы газонов, для каждого из которых существует свой тип ухода. Большинство газонов в Москве – конечно же, разнотравные газоны, которые по документам косить не нужно.  Их все оформляют как обыкновенные газоны, уход за которыми намного дороже. То есть если у вас газон оформлен как газон обыкновенный, вы можете требовать огромные бюджетные деньги на уход за этим газоном. При этом в реальности газоны только косят, как говорят жители, бреют, через день, а все остальные работы – полив, прополка, подсадка и так далее – не проводят. Но за это тупо списывают деньги. Полив нельзя изобразить. Для этого надо приехать и поливать, воду лить, за которую надо кому-то платить. А тут разнотравный газон, говоря простым языком, газон естественный, за которым ухаживать можно очень мало. Он растет сам по себе, он природный. Можно косить его один раз в год и больше ничего с ним не делать. За уход за таким газоном не получится списать много денег, потому что нет регламентных работ, которые там нужно проводить. А вот если вы записываете газон как газон обыкновенный, на уход за ним из бюджета можно тратить намного большие деньги.

При этом эти деньги списываются, разыгрываются на конкурсах, раздаются,  соответственно, подрядчикам и в виде откатов растаскиваются по карманам. А из работ, которые должны быть проведены, проводится только покос.

Массовое бедствие 

– Кто, в каких округах, районах чаще выигрывают тендеры на топпинг деревьев, на уход за зелеными насаждениями?

– Сложно сказать по районам или округам, но ситуация массовая, возникает во всех районах Москвы. Вот только недавно у нас в Лефортово абсолютно варварским способом, незаконно произвели топпинг нескольких деревьев. При том что, как я говорила, омолаживающую обрезку в принципе нельзя производить в период сокодвижения.

Если вы посмотрите группу в Фейсбуке "За траву! Против антиозеленителей!" – там просто целые альбомы фотографий с обрезанными и вырубленными деревьями. Там Гагаринский, Раменки и другие районы – это происходит по всей Москве.  

Такая же порочная практика наблюдается и с уборкой листьев. На газонах уборка листьев запрещена, за исключением узкой полосы вдоль дорог. Тем не менее, упорно продолжается эта уборка, потому что такие указания отдает [заместитель мэра Москвы Петр] Бирюков. Борьба с этим – только массовым народным движением. И оно есть! Ситуация все-таки улучшается. Если раньше выгребали все, то, например, последние год-два примерно половину удается спасти. Причем удается спасти не только во дворах, но и в парках. Раньше за парки, как у нас около метро "Авиамоторная", довольно видовое место, управы бились насмерть, листья выскребали начисто. Теперь перестали. Достигается результат – долбить, долбить и долбить. У меня есть инструкция, что нужно делать, если убирают листья. Но с листьями полегче, чем с травой, потому что если их собрали, их надо раскидать обратно. Бывает, что их сразу увозят, но это все-таки редкая вещь.

С травой сложнее. Если ее скосили, то можно и нужно привлекать к ответственности,  но траву уже не вернешь. 

Биографические аспекты в работе коммунальщиков 

– Чем объяснить стремление сгребать листья?

– Во-первых, шутят, что это детская травма Бирюкова – ненависть ко всему живому. Это, конечно, шутка, но правда заключается в том, что у нас во власти находятся люди, типа Собянина, Бирюкова, с уровнем развития прапорщика. Они считают, что  что все должно быть ровное, по линеечке, трава подстрижена, листья убраны.

Есть также версия, что тотальное выгребание листьев очень выгодно чиновникам. Листья вывозят на переработку на фабрики, от которых чиновники получают прибыль. Потом землю, полученную из листьев на этих фабриках, закупают за бюджетный счет для реанимации газонов, уборкой листьев превращенных в «лунный ландшафт». Если в результате тотального выгребания листьев гибнут деревья и кустарники – бюджетные деньги можно тратить на их восстановление. Возможно, не всегда листья вывозят на фабрики, но в целом концепция выглядит именно так: провести как можно больше работ, на которых можно распилить деньги, независимо от степени их вредоносности для природы и для здоровья людей.

Еще один момент – все эти люди, если вы посмотрите биографии, того же Собянина и огромного количества руководителей города Москвы, – они все родом либо из деревень, либо из маленьких поселков. И все они люди пожилые, 60+, родились где-то в шестидесятые годы. Надо понимать, что они формировались в силу времени и в силу места рождения там, где природы и зелени безмерно много, где зелень абсолютно не является дефицитом. При этом в деревне с природой ведут, можно сказать, борьбу, это является способом существования. Одуванчик – это злой сорняк,  если ты не успеешь скосить его до того, как он отцветет, то на следующий год он заполонит все грядки. И, конечно, в шестидесятые–семидесятые годы не было такого, как сейчас, понятия заботы об экологии, сохранения природы. Это отношение к природе у руководителей города с сознанием жителя деревни, жителя поселка городского типа сохранилось и сейчас. У них есть ощущение, что естественная природа – это некрасиво, а красиво, когда ровненько подстрижено. Вот это "ровненько подстрижено" они пытаются привнести сейчас в Москву. Они абсолютно не понимают красоту естественной природы, просто нет для этого отдела в мозгу. Во-вторых, у них нет понимания,  что ситуация в крупном городе, особенно в Москве, совсем не такая, как в поселке городского типа. У себя в деревне они, действительно, в огороде пололи траву, чтобы у них там горох не забило, а кислород шел со стороны леса. В городе функция любой зелени –в первую очередь экологическая, не рекреационная, главная функция парка – невозможность по нему гулять, главная функция – экологическая. Парк дает кислород. Является фильтром мелкодисперсной пыли – это самая опасная пыль, которая, попадая в легкие,  уже оттуда не выводится. Парк является фильтром шума, он регулирует микроклимат. Он обеспечивает место жизни для насекомых, птиц. А если это крупный парк, лесопарк, то там и животные живут. А чем разнообразнее биосистема, тем она устойчивее.

Что делать москвичам 

– Кто виноват – понятно. А что делать?

– Должно быть две категории действий. Первые – юридические действия. Говоря по-простому, жалобы. Причем жалобы, например, в отношении уборки листьев, я пишу и всем рекомендую писать превентивно, где-то в конце июля и в начале марта. И жалобы по каждому нарушению, по каждому незаконному сбору листьев, по каждому незаконному  покосу травы, каждой незаконной вырубке и обрезке деревьев. Не лениться писать жалобы. У  меня есть инструкции по листьям, по деревьям которые тоже нужно писать.

Вторая обязательная составляющая – физически противодействовать незаконным действиям. Видите, что убирают с газона листья – выходить и останавливать,  раскидывать. Видите, что пилят деревья – выходить и останавливать. Они там будут визжать, кричать, бегать, снимать на видео – пускай бегают. Руками вас обычно не трогают, а вам этого и надо. Скорость раскидывания листьев примерно в пять раз выше скорости их уборки.

– То, что листья должны оставаться на газонах – это уже установленный, стопроцентный факт?

– Если вас интересует юридический факт, то это 743-е постановление правительства Москвы пункт 4.2.2 запрещает убирать листья с газонов, кроме узких полос вдоль дорог. Если вас интересует биологический факт, то ситуация чуть более сложная. В естественной природе, конечно же, листья должны оставаться на земле. Потому что это та органика, которую деревья высосали из почвы и которая должна туда вернуться. Если постоянно убирать листья, почва станет бедной, деревья будут получать "еды" все меньше и меньше. Установлено, что за последние пятнадцать лет на московских деревьях ежегодный прирост длины ветки уменьшился в два с половиной – три раза. Иногда говорят, что листья на газоне мешают «красивой» траве. В некоторых случаях это правда, но при выборе между сохранением деревьев и сохранением красивости травы выбор, конечно же, следует делать в пользу деревьев.

Есть еще способ листья закапывать, но, во-первых, это стоит делать только весной, после майских холодов, во-вторых, для наших работников сферы ЖКХ это слишком сложное мероприятие и сложная инструкция. Им лучше давать инструкцию максимально простую: листья трогать нельзя.

"Лужков все-таки был москвич"… 

– А что делать на уровне жителей, депутатов, города, на уровне технологии организации ухода за зелеными насаждениями? Может быть, здесь какие-то более простые, понятные правила и постановления принять, чтобы это безумие закончилось? При Лужкове этот маразм был?

– В какой-то степени он был, но в существенно меньшей степени. Такого "бритья" травы не было, такой тотальной уборки листьев тоже не было, такой безумной вырубки деревьев не было тем более. Лужков все-таки был москвич. Житель крупного города, он понимал ценность природы для крупного города.

Второе – они привыкли очень много воровать. Раньше были нефтяные деньги, потом они стали уменьшаться, а потом наступил 2014-й год, и дальше все кризис, кризис, шагреневая шкурка сжимается, а воровать они хотят столько же. Так вот, на этом можно воровать. Спиливание дерева – это реально большие бюджетные деньги. Поэтому регулярно возникают истории, когда запускается какая-нибудь программа типа "Миллион деревьев", спиливают хорошие, высокие, здоровые деревья, на их месте сажают прутики, которые засыхают. На месте засохших прутиков можно опять зажать новые полусухие прутики, и так до бесконечности.

Сейчас, например, на портале «Наш город» обсуждается несколько идей по тотальной вырубке всех взрослых деревьев в Москве. Это не шутка – как предложение жителей представлена идея собянинского правительства, которую оно вынашивает как минимум с 2016 года.

Бороться с безумными идеями и действиями по уничтожению нашей природы и нашего здоровья за наши деньги можно только массовыми народными действиями.

Инструкции по действиям в конкретных ситуациях можно найти здесь - https://stilett-1.livejournal.com/91185.html.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен