Святые против цареубийцы

Святые против цареубийцы
  Источники: 47news.ru, ВК "Поселок Свердлова", st-nikolas.spb.ru, Restate.ru, "Вода живая".
Как стало известно ИА FederalCity, парламент Ленобласти проголосовал за переименование поселка имени Свердлова в Борисоглебское-на-Неве, однако часть местных жителей выступает против этого.
За переименование проголосовали 36 депутатов, против – четверо.
Одним из самых горячих сторонников изменения названия в послелке является настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца протоиерей Иаков Амбарцумов.
 Он полагает Якова Свердлова одним из творцов красного террора и участником цареубийства. А святые Борис и Глеб, по его мнению, более уместны в топониме, поскольку, по преданию, явились воеводе святого князя Александру Невскому перед тем, как он выиграл Невскую битву со шведами, произошедшую в этих местах.
Однако против переименования настроена значительная часть местных жителей. Противостояние комментирует для ИА FederalCity известный петербургский тележурналист и публицист Валерий Татаров.
 
- Если бы в поселке была авторитетная власть, то и инициатива по его переименованию, скорее всего, нашла бы у людей поддержку, - рассуждает Татаров. – Давно назрела пора и топоним «Ленинградская область» привести в соответствие с Петербургом, в котором размещены все органы областной, то есть «ленинградской» власти. 
Однако публицист отрицает, что корень противостояния в том, что советская идеология в географических названиях заменяется на христианскую.
- Это только на первый взгляд так кажется, - говорит он. – Ведь, если честно, то страна наша живет в какой угодно парадигме, но только не в православной. Скорее, мелко-буржуазная идеология нынешнего века явно вступает в спор с социально-экономическими условиями жизни народа и с глубинным народным христианством. Вот почему инициатива переименования небольшого поселка встретила некоторый организованный отпор и требует более пристального рассмотрения. 
Журналист видит причину разъединения в непопулярности местной власти и социальном неравенстве.
- Дело не в привычке носить советские имена в названиях улиц, площадей и городов, - уверен он. – Постепенно люди осознают свою историю и роль отдельных личностей в ней. О том, какую роль Яков Свердлов (Гауфман) сыграл в судьбе казачества, в развязывании Гражданской войны и обосновании красного террора теперь знают все. Аргумент «это наша история» тоже не выдерживает никакой критики. К истории небольшого рабочего поселка на берегу Невы Янкель Мовшевич Гаухман не имеет никакого отношения. 
И дело, по мнению, публициста, даже не в том, что люди не верят в легенду о явлении святых мучеников Бориса и Глеба накануне Невской битвы воеводе Пелгусию.
- Возможно, в противостоянии есть доля неуважения к церковным институтам, подвергающимся постоянной и системной критике большинства наших преимущественно либеральных СМИ, - предполагает Татаров. – Неслучайно отдельные очень горячие, если не сказать «горячечные», головы из местных, вроде некоего Андрея Бурлакова, рискуя нарваться на статью 282 УК об экстремизме, предлагают в соцсетях «посадить местного попа на кол». 
Но журналист полагает, что истинный корень такой ярости – скрытая обида на многолетнее невнимание людей к своим нуждам.
- Если начать перечислять нерешенные проблемы поселка, то переименование окажется в конце их длинного списка, - рассказывает Татаров. – Если бы люди могли повлиять на уменьшение роли «авторитетных бизнесменов» в судьбе поселка, на снижение коррупции среди местного чиновничества и муниципальных депутатов, если бы увидели реальную борьбу за социальную справедливость и рачительное расходование местного бюджета, то стали бы больше уважать себя. И тогда вопрос о переименовании возник бы как нечто естественное, своевременное. 
 
- Надо прямо сказать, поселок постепенно превращается в своеобразную вип-зону, - утверждает журналист. – Но за счет чего? Не за счет особой выверенной пошаговой  социальной программы  и мер благоустройства. Земля в поселке стала «золотой». Поселиться здесь и отстроиться хотят люди богатые и очень богатые. Они и селятся. Только от этого самим жителям ни холодно, ни жарко. По сути, они остаются тем самым «пролетариатом», которому в жизни «нечего терять, кроме своих цепей». То есть, - адептами эпохи марксизма-ленинизма. 
 Публицист полагает, что на настроение людей могут влиять люди, чье мнение авторитетно. 
- Когда-то тут был мощный батюшка, почитаемый и начальством и простыми смертными (Дмитрий Амбарцумов, отец нынешнего настоятеля. – ИА FederalCity). Был духовником самого Льва Гумилева и внуком священномученика (протоиерея Владимира Амбарцумова. - ИА FederalCity). Это он, отец Дмитрий, первый начал говорить о том, что «негоже имя цареубийцы поселку носить». Все верно. Особенно, если это звучит из уст батюшки, пользующегося непререкаемым авторитетом, живущим по заповедям и подающим людям пример благородства и самоотречения. Но дело в том, что в жизни самих потомственных свердловчан с советских времен в поселке мало что изменилось. 
 
- Никакой идеологией спор о переименовании поселка не пахнет, - уверен Татаров. – Хотя люди на митинге против переименования и пытаются ссылаться на советский период в истории страны, когда, собственно, и возник поселок. Срывать всю свою злость и социальную уязвленность на «толстых попах», окормляющих несправедливую власть и «авторитетных бизнесменах», стало не просто модой, а скучной повседневностью. К тому же, делать это можно, ничем не рискуя. 
При этом журналист уверен, что такие настроения влияют на позицию местных властей.
- Тем не менее, публичный экстремизм в соцсетях – это тревожный сигнал для областной власти, - говорит он. – В ее реакции на конфликт из-за переименования легко угадывается осторожность, переходящая в робость. Дело в том, что власть никаким образом не заинтересована  в том, чтобы у народа были поводы вспоминать о ее компетентности. И уж, тем более, о совести. Вот почему так похожи на правду слухи о том, что  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав  в очень узком кругу попенял областному руководству за робость в отстаивании интересов православной истории и прославлении русских святых.  

- Если мы говорим, что наша история и государственность уходит корнями в Православие, и что именно в нем мы черпаем силы и мудрость, то какие могут быть проблемы с именами и названиями? Да, никаких. С делами похуже, - заключает Валерий Татаров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.