На выборы мэра позвали матом. Вирусный ролик в преддверии выборов в Москве «взорвал» экспертное сообщество

На выборы мэра позвали матом. Вирусный ролик в преддверии выборов в Москве «взорвал» экспертное сообщество
  Постер: Грищенков В.А. Пресекай сурово грубость сквернослова!, 1965

Сразу десятки популярных сообществ в социальной сети «ВКонтакте», YouTube разместили ролик, герои которого призывают пойти на выборы мэра Москвы. 

Однако делают они это в достаточно странной манере, рассказывая, что им «не ***** [плевать]» «на свежие продукты», а также на то, что «не приходится стоять с протянутой рукой» и что «тротуары стали шире». При этом заканчивается ролик призывом главных героев «не класть на выборы». Фоном в видео играет трек рэпера ST «Мэром Москвы», который он выпустил в середине июля. В тексте песни исполнитель заявил о своих намерениях стать столичным градоначальником. 

В описании к треку, в частности, отмечается, что новая работа посвящена «великой столице и родному городу ST — Москве, но Третий Рим — это не просто колоритный мегаполис на семи холмах, прежде всего Москва — это ее жители».

Скандальный ролик, который сегодня активно обсуждается в политтусовке, первым опубликовал паблик «Ору, сэр!» с почти двумя миллионами подписчиков. После этого видео начало стремительно распространяться в других сообществах: «А ты знал?», «Атеист», «ЯЖЕБАТЯ», «Мизантроп», «Бог фотошопа», «Достижения человечества», «Филиал сообщений от родственников», «Жестяк GIF» и др. Кто является автором ролика – неизвестно.

Штаб Собянина планирует обратиться в Мосгоризбирком из-за обвинений в создании и распространении агитационных видеороликов, содержащих нецензурную лексику.

"Эти видео легко опознать – в них используется ненормативная лексика и другие сомнительные способы. И, как водится, в создании и распространении этих роликов некоторые сразу стали обвинять штаб Собянина, разумеется, не имея никаких доказательств. Мы планируем обратиться в Мосгоризбирком с просьбой разобраться в ситуации", - процитировала Ремчукова пресс-служба.

По мнению политолога Ярослава Игнатовского, ролик вызывает целый ряд вопросов и претензий.

«Моя главная претензия заключается в том, что с виду интеллигентные молодые люди и девушки, обычные горожане, не стесняясь обсценной лексики, выражают свою позицию», - пояснил он. 

Игнатовский также отметил, что «стратегические последствия этого ролика плачевны». 

«Все знакомы с окнами Овертона – то, что вчера было девиацией, сегодня становится нормой. Тем не менее, как специалист по политическим технологиям, я оцениваю его фантастически. Считаю, что это прекрасной идеей, что этот вирусный ролик, безусловно, найдет своих почитателей», - подчеркнул эксперт. 

В то же время он отметил, что нынешний ролик несколько не дотягивает до роликов, которые появлялись в преддверии выборов глава государства 18 марта, однако «электоральный результат даст».

«Его главная идея – привлечь на выборы мэра Москвы молодого избирателя», - резюмировал Игнатовский.

По мнению специалистов, в этом году действительно появилось несколько удачных предвыборных роликов. Так, в минувшем феврале сразу с нескольких аккаунтов в YouTube и пабликов, в том числе через группу «Только для взрослых», принадлежащую журналу Maxim, неизвестный заказчик попытался запустить флешмоб #МнеНеДали. В основе флешмоба был ролик о том, как молодой человек получил отказ от девушки, когда она узнала, что он не будет голосовать. Ролик сняла малоизвестная студия «Росвидео» из Кирова.

Спустя несколько дней вышел другой ролик. В нем беременная женщина просит таксиста поторопиться, однако по указанному ей адресу оказывается не роддом, а школа с избирательным участком. Видео появилось появился сразу в нескольких непопулярных аккаунтах, после чего распространилось при поддержке различных СМИ и пабликов.

Однако фурор вызвал третий ролик, появившийся незадолго до выборов главы государства. Согласно сюжету,  сначала муж ругает жену за то, что та собирается идти голосовать, а потом ему снится кошмарный сон, в котором он сталкивается с последствиями своей политической пассивности. Мужчину  пытаются забрать в армию в 52 года, его сын просит 4 миллиона на охрану в школе, а в его семье поселяют гея «на передержке».

«На подобные продукты необходимо смотреть с различных точек зрения. С одной стороны, мы видим явное понижение моральных норм, что не является позитивным трендом. Это такая конъюнктура, попытка быть ближе к целевой аудитории, в данном случае – молодежи. Проше всего заигрывать с молодыми – это говорить на их языке, либо касаться табуированных тем. С другой стороны, такие ролики оказываются эффективными, они действительно способны мобилизовать определенную часть электората», - пояснил глава информационно-аналитического агентства «Национальный Эксперт», кандидат экономических наук Михаил Белый.

Экспертам видео напомнило ролик, который появился в 2011 году и был приурочен к выборам президента США – он  назывался Don't vote, «Не голосуйте». Однако ту работу продюсировал легендарный Стивен Спилберг. Также специалистам на память пришла история, когда в 2016 году кандидат в Госдуму Эдуард Багиров выставил в Москве агитационные кубы со слоганом: «Против *удаков». Очевидно они были адресованы конкурентам кандидата в округе.

В любом случае появление подобного ролика ставит вопрос об изменении дозволенных границ в предвыборных технологиях. Необходимо лишь понять, согласны ли мы с утверждением  – «на выборах все средства хороши» - или же все-таки нет?


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.