Власть в Москве. "Лихие 90-е"

Власть в Москве. "Лихие 90-е"
  Москва в 90-е годы. Фото: https://places.moscow.

ИА FederalCity продолжает серию исторических экскурсов в историю городской и муниципальной власти в столице. Сегодня рассказ о 90-х. 

От Моссовета – к Мэрии и Мосгордуме 

В начале 90-х в структуре городской власти произошли радикальные изменения. Московский городской совет (Моссовет), бывший высшим органом государственной власти с 1917 по 1993 год, формально был также институтом непосредственного контроля исполнительной власти в Москве, что осуществлялось через Мосгорисполком. 

В марте 1990 года состоялись первые «свободные» выборы в Моссовет. По роду деятельности в новом составе преобладали представители науки (около трети депутатов), пятая часть имела ученую степень или ученое звание. Более 60 % мест в Моссовете, а также в районных советах, заняли депутаты от избирательного блока «Демократическая Россия». 

Блок «Демократическая Россия» 18 апреля избрал из своих рядов председателя Моссовета Гавриила Попова, профессора-экономиста, главного редактора научного журнала «Вопросы экономики». Председателем Мосгорисполкома стал Юрий Лужков, ранее занимавший пост первого заместителя председателя Мосгорисполкома. 

Гавриил Попов. Источник: https://upload.wikimedia.org. 


В 1991 году Гавриил Попов был избран мэром Москвы, но уже через год он этот пост покинул, его место занял вице-мэр Юрий Лужков, имевший репутацию крепкого хозяйственника. 

С учреждением поста мэра с 1991 года высшим органом исполнительной власти в Москве стало Правительство Москвы.

7 октября 1993 года Моссовет был распущен Указом Президента РФ, а 24 октября Указом Президента РФ было утверждено Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы, в соответствии с которым Моссовет сменила Московская городская дума. 

Московская городская дума 

С 1994 по 2014 год Председателем Мосгордумы был Владимир Платонов

Первые выборы в Мосгордуму проходили по 35 одномандатным округам, в бюллетени были включены 162 кандидата. Проголосовали 3 миллиона 503 тысячи москвичей, явка составила 51%. 

Первая Мосгордума была избрана на 4 года и занималась созданием основных законов в сфере социального и экономического развития Москвы. 

За кандидатов Мосгордумы второго созыва в 1997 году голосовало уже 2 миллиона 125 тысяч горожан – 31 % от общего числа избирателей. 

Мэр и правительство Москвы 

Мэр Москвы – лицо, наделенное наибольшим количеством полномочий. Является непосредственным руководителем ключевых департаментов, городских инспекций. Координации деятельности градоначальника помогают его заместители. 

Каждому заместителю подчиняются главы муниципальных департаментов. Каждый департамент отвечает за отдельно взятый аспект жизни города. Всего насчитывается около 35 различных департаментов. Мэр Москвы избирается на прямых выборах на 5 лет. Прекратить полномочия мэра Москвы досрочно могут Президент и Премьер РФ. 

В Москве были учреждены префектуры – отдельные административные образования, координирующие управленческие процессы внутри административных округов. 11 префектам подчиняются главы управ. 

Административная реформа 

Демократическая оппозиция, ставшая партией власти после победы на местных выборах в Москве, в лице «Демократической России» и Московского объединения избирателей провела целый ряд консолидационных мероприятий, стремясь не растерять достигнутое политическое и властное преимущество. 

«Московская политическая программа» демократов включала обязательное проведение в 1991 г. реформы городского управления. С этим проектом выступил аеще председатель Моссовета Гавриил Попов, направивший в январе 1991 г. открытое письмо народным депутатам Моссовета и райсоветов, а также всем москвичам «Об укреплении в г. Москве демократически избираемой исполнительной власти и демократического порядка». 

Москва в 90-е годы. Источник: http://bump.ru. 

В результате реформы городского административно-территориального управления были фактически ликвидированы прежние 33 района города. На их месте возникли 10 административных округов во главе с префектами, которые, в свою очередь, делились на 124 муниципальные округа (на базе бывших городских микрорайонов) во главе с супрефектами. После этой реорганизации районные Советы народных депутатов лишились адекватной им по территориально-административному делению структуры. Районные советы были упразднены без правопреемников.

28 июня 1995 г. Московская городская дума приняла Устав города Москвы – Основной закон столицы. В положении о районах города Москвы Устав констатировал: 

«Районы – территориальные единицы города Москвы, образуемые с учетом исторических, географических, градостроительных  особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения районов». 

Статья 18 Устава – «Административные округа» – определяла: 

«Административные округа – территориальные единицы города, образуемые для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации районов, территориальных подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением правовых актов города». 

Органами исполнительной власти в районах стали районные управы. Районная управа осуществляла установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции органов городского самоуправления. Она состояла из районного Собрания, администрации Управы (администрации района) и главы Управы, который возглавлял районное Собрание и администрацию Управы.

Городское хозяйство по-семейному 

Для характеристики стиля руководства Юрия Лужкова, который не мог не отражаться на всей нижестоящей пирамиде власти в Москве, стоит упомянуть такой эпизод. 

Юрий Лужков занимал пост мэра период до 2010 года. Но уже в 1994-м году его жена Елена Батурина открыла строительную компанию "Интеко", которая начала выигрывать тендеры на строительство в Москве. У компании не возникало никаких бюрократических проволочек со строительством в центре столицы, здания возводились даже если они портили внешний вид города. К 2008 году состояние Батуриной достигло 4,2 млрд долларов. 

Юрий Лужков. Источник: http://argumenti.ru.

В декабре 2009 года газета "Ведомости" опубликовала данные о том, что летом 2009 года в период, когда девелоперские компании столкнулись с трудностями из-за кризиса, "Интеко" досрочно погасила банковские кредиты в размере 27 млрд. рублей. Одним из источников погашения долгов стала продажа земли площадью 58 гектаров на юго-западе Москвы за 13 млрд. рублей. Цена превышала примерно вдвое текущие цены на землю на тот момент. Покупателем земли выступила структура, близкая к Банку Москвы. По информации "Ведомостей", покупка была оплачена за счет кредита этого же банка. А крупнейшим акционером Банка Москвы является столичное правительство.

Лужковская система  

По мнению муниципального депутата района Строгино Ирины Копкиной, принципиальной разницы между системой власти в Москве в 90-е и сейчас нет. Во все времена начиная с конца 80-х власть была централизована и выстроена под одного человека, стоящего на вершине пирамиды. 

Как рассказала ИА FederalCity депутат, впервые с Системой она столкнулась в конце восьмидесятых, когда молодым специалистом начала свою деятельность в образовании и когда в начале девяностых решила создать новый тип образовательного учреждения УВК [учебно-воспитательный комплекс] "Детский сад – школа". 

"Я испытала на себе всю полноту давления и гонения чиновников районного уровня. По их мнению, любая масштабная инициатива директора образовательного учреждения должна быть наказуема. Я доказывала с помощью ученых, что в детских садах группы должна быть не более 15 человек, что нужен плавный переход между этапами и учреждениями образования для уменьшения нагрузки на психики ребенка, что образовательным учреждениям нужна финансовая самостоятельность", – рассказала депутат.

По словам Ирины Копкиной, чтобы добиваться своих целей, пришлось стать депутатом. Но лишь после личной встречи с мэром Юрием Лужковым появилось постановление правительства Москвы о проведении эксперимента и ее проект перестали тормозить. 

"Интервью в СМИ привели к тому, что меня пригласила руководитель управления образования Любовь Кезина, которая при мне дала команду нижестоящим чиновникам не препятствовать моей деятельности и даже помогать мне", – свидетельствует депутат.

По мнению Ирины Копкиной, система власти не меняется, меняются только лица в ней, а сама она остается прежней. Главный рецепт выхода из замкнутого круга – честные выборы. Пока же власть остается такой же, какой она пребывала и в 90-е.

От бандитизма – к государственной монополии  

О зависимости качества власти от качества выборов говорит и Андрей Бузин, участник движения в защиту прав избирателей "Голос", депутат районного Совета в Москве в начале 90-х. 

По его мнению, в 90-е годы в Москве расцвели комитеты общественного самоуправления, но постепенно, вместе со становлением авторитетной лужковской власти и наполнением Мосгордумы его безусловными сторонниками (а это произошло в 1997 году), местное самоуправленческие организации в Москве начали хиреть. 

Москва в 90-е годы. Источник: http://bump.ru. 

"Место общественных активистов постепенно занимали депутаты районных Собраний, которые постепенно наполнялись лояльными к администрации людьми", – считает Бузин.

Он считает, что в Москве, как и в стране в целом, "бандитизм лихих девяностых как-то незаметно перешел в государственную монополию". 

"При этом администрация (вертикаль чиновников, начинающаяся с Администрации Президента) монополизировала не только «бытовые статьи» УК типа «мошенничество», преступления против личности, но и, как ни парадоксально, вполне «экстремистские», типа «насильственного удержания власти». Ну, и не преминуло, естественно, воспользоваться монополией на статьи, связанные с фальсификацией выборов (141 и 142 статьи УК). 

(...) Растерянность доперестроечной номенклатуры, приведшая к тому, что возбужденные перестройкой граждане приблизились к власти, и постепенное оттеснение их от власти очухавшейся новой номенклатурой. Отмена местного референдума и изнасилованные выборы мэра города в 2014 году – это апогей".

Имея в виду уже Подмосковье, Бузин пишет, раньше здесь за места в муниципальной власти "боролись отчаянные ребята, которые до этого постреливали друг в друга". 

"Против танка не выставишь макарова или даже калашникова. Да и самое сладкое место – место выборного главы исполнительной власти – уже разыгрывается не на выборах, а в кабинетах. И менее сладкие места местных депутатов легко распределяются с помощью избиркомов, судов и прокуроров. 

(...)

Выборы, особенно муниципальные, придуманы для того, чтобы приблизить власть к народу. Отсутствие выборов приводит к их разделению, а потом и к войне государства с народом. Отсутствие муниципальных выборов – это отсутствие местного самоуправления. Того, о котором неспроста написано в Конституции. Ее создатели, в отличие от нынешних правителей России, знали, что такие огромные территории нельзя надолго удержать в вертикальной узде. Может, нынешние правители России думают, что на их век хватит?"– заключает Андрей Бузин.

"Происходило тихое воровство" 

По мнению Александра Ващука, в 90-е еще не было понимания своих прав. Один строй рухнул, другой только формировался, жители Москвы еще не осознавали необходимость в отстаивании своих прав. Да и необходимости принимать участие в каких-то действиях ради защиты своих прав при взаимодействии с властями на городском или районном еще не было, как это происходит сейчас. 

Это сегодня жители не соглашаются, когда видят, что от их имени власти пытаются что-то проталкивать в своих интересах. Сейчас начинают с этим не соглашаться, а тогда власть местного уровня не вызывала у простого обывателя какого-то дискомфорта. Улицы убирались, дворники работали, вода в кране была. 

По словам Александра Ващука, сюда стоит прибавить привычку наших людей жить в коконе. Сознание гражданского общества было на гораздо более низком уровне, чем сейчас. Жили работой и домом. Сегодня гражданин и горожанин стали смотреть и оценивать, что он имеет. В 90-е этого еще не было, чем власть и воспользовалась. 

"Происходило тихое воровство", – считает Ващук. 

Москва в 90-е годы. Источник: https://moscowchronology.ru.  

По его мнению, именно у людей фактически и отняли их землю, придомовые территории. И только сейчас приходит осознание случившегося и попытки спасти, защитить то, что в 90-е не было на должном уровне оформлено в общую собственность. 

Говоря о городском уровне власти, Александр Ващук сказал, что в 90-е относительно власти действовала старинная российская установка: "не подмажешь – не поедешь". С этой точки и зрения и стоит оценивать стиль и содержание правления Юрия Лужкова. Прежний мэр столицы выглядит с этой точки зрения как рядовой гражданин, особо не выделяющийся на общем фоне. 

"То, что сейчас у нас называется коррупцией, когда-то казалось просто благодарностью. Просто исторически сложившееся явление в разное время называлось по-разному", – считает Александр Ващук. 

Кучи мусора на Красной площади 

По мнению Любови Якубовской, ныне депутата района Хорошевский, в "лихие 90-е" уровень жизни был такой, что для граждан не было времени думать о власти. 

"Каждый был предоставлен самому себе, нужно было выживать. Власти для простых граждан не существовало, они не пересекались", – считает Любовь. 

Ей запомнилось, что одно время, когда мэром Москвы был Гавриил Попов, которого называли хорошим человеком, на святом для москвичей и всех граждан страны месте – на Красной площади – ветер гонял как перекати-поле кучи мусора. 

"С тех пор я настороженно отношусь к людям во власти, единственной внятной характеристикой которого является «хороший человек». И когда после всего этого к власти в городе пришел Юрий Лужков, люди испытали огромное облегчение", – говорит Любовь Якубовская. 

О преимущественном отношении к Лужкову москвичей говорит такой эпизод, о котором рассказала Любовь Якубовская:  

"Однажды я стояла в многолюдной очереди в каком-то учреждении, в тесном душном коридоре. Вдруг кто-то произнес: "За кого голосовать-то?" Я решила, что сейчас в этой нервозной обстановке начнется жесткий конфликт на политической почве. Но половина людей разом высказалась как один: "Ну, конечно же, за Лужкова". Такое единодушие я наблюдала только один раз. Правда, при этом никто в очереди не сказал, что Лужков – хороший человек…". 

Москва в 90-е годы. Источник: https://places.moscow 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен