ТПУ: решение для города и проблема для районов

ТПУ: решение для города и проблема для районов
  Проект ТПУ у станции метро «Алма-Атинская». Фото: uao.mos.ru

Развернувшаяся информационная кампания вокруг программы реновации заслонила многие другие традиционные для москвичей проблемы, связанные с застройкой и благоустройством. Их остается немало (точечная застройка, снос гаражей, другие проблемы применения правил землепользования и застройки), на локальном уровне они продолжают быть главными для жителей. Одной из таких проблем остается постройка в столице транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Всего в Москве до 2020 года должны построить 271 ТПУ. Более 100 из них будут плоскостными (в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро), 169 – капитальными. Последние предполагают строительство многофункциональных центров, гостиниц, спортивных комплексов и др.

Вопросы у жителей вызывает как технология «согласования» властями проектов ТПУ с местными жителями в виде имитации публичных слушаний, так и сами проекты, которые зачастую грубо перекраивают сложившееся уютное пространство районов, становясь точкой интенсивного транзита приезжих.

На фоне таких грандиозных проектов, как реновация жилищного фонда Москвы вопросы местного значения не привлекают должного внимания СМИ. Между тем, развитие на локальном уровне прежде всего и формирует городскую и правовую среду, и от того, как такие вопросы решаются под шум больших проектов, и зависит качество жизни горожан.

Одна из острых ситуаций со строительством ТПУ возникла в районе Братеево. Здесь планируется возведение многофункционального комплекса возле станции метро «Алма-Атинская».

В интервью ИА FederalCity муниципальный депутат Дарья Сорокина, один из организаторов общегородского протестного митинга в Москве 27 мая, рассказала, что публичные слушания по поводу строительства у станции метро транспортно-пересадочного узла прошли еще в 2014 году.

«Как это и принято часто в Москве, слушания прошли втихую, – рассказывает депутат. – На них смогли прорваться только несколько реальных активистов, но зал был заполнен сотрудниками из районных учреждений и организаций. Активисты, конечно, выступали против строительства ТПУ. Но на самих слушаниях власти старались почти не говорить о том, что будет конкретно построено – такова их тактика. Однако когда начинаешь выяснять детали, то вырисовываются очень неприятные вещи. Например, когда жители спросили, где будут жить строители-мигранты, обнаружилось, что они будут жить там же. На прямой вопрос, не намереваются ли для них построить гостиницу, нам уже ответили, что гостиницы не будет, хотя понятно, что большое количество рабочих где-то нужно разместить на период строительства», – описывает Сорокина методы муниципальных чиновников.


«Другой пример. Депутатам Братеево поступили документы, из которых следовало, что здание многофункционального комплекса у метро будет высотой в 30 метров, это высота 10-этажного дома. И когда я задаю уточняющий вопрос об этом заместителю главы управы, чиновница мне отвечает, что это опечатка, на самом деле здание будет трехэтажным», – рассказывает муниципальный депутат.

По словам Дарьи, в проекте ТПУ заложено много того, что не нужно и даже навредит жителям района. Так, по проекту в рамках ТПУ планируется построить фитнес-центр, хотя в 500 метрах от метро уже есть большой фитнес-центр, который остается полупустым. Становятся известными и множество других умолчаний и несоответствий между поступающей со стороны информацией и тем, что жителям и активистам  говорят в управе.

«Еще одно опасение: уже сейчас через нашу станцию идет поток приезжающих на международный вокзал «Южные ворота». По этой причине в наше метро постоянно входят большими толпами приезжие с огромными сумками, и никто их не проверяет. Криминогенная обстановка напряженная, но она еще более может ухудшиться, если из других городов людской поток через построенный ТПУ увеличится. И, конечно, ни о каком благоустройстве и спокойствии в районе уже не может быть и речи», – говорит Сорокина.

Жители Братеево активно выступают против постройки огромного пересадочного узла, собирают подписи. 28 марта прошел митинг, на котором они потребовали вместо гигантского ТПУ высадить деревья и поставить памятник труженикам тыла.

«Надо еще понимать, что часть нашего района – это природоохранная зона, у нас до сих пор водятся дикие животные, среди них – занесенные в Красную книгу краснобрюхие лягушки. Из-за строительства депо станции метро «Алма-Атинская» всего этого стало меньше, к сожалению», – сокрушается Дарья Сорокина.

Активист инициативной группы жителей Братеево и будущий кандидат в муниципальные депутаты Андрей Черников дополнил рассказ Дарьи Сорокиной.

Он сообщил, что есть разные варианты застройки. За тот, что проходил слушания еще в 2014 году, жители района, по словам Черникова, могут и проголосовать.

«Однако когда проходили те слушания, еще не были закрыты автовокзалы на станции метро «Щелковская». И есть опасение, что после постройки ТПУ на станции метро «Алма-Атинская» те маршруты перенесут сюда. И со всех концов России и из южных стран весь поток пойдет через наш район. Вот против такого варианта мы, жители Братеево, категорически против.

Правительство Москвы и власти районного уровня клянутся и божатся, что на ТПУ будут приходить только уже существующие шесть маршрутов автобусов из близлежащих Марьина и Орехова-Борисова, но есть сомнения, что под благовидном предлогом построят нечто, что окончательно испортит нам криминогенную обстановку. Этого точно никто не хочет», – говорит Черников.

По его словам, если к станции метро «Алма-Атинская» подведут междугородние и международные маршруты, то повторится то, что было в «Черкизоне».

«У нас закрытый спальный район, фактически полуостров, окруженный с трех сторон Москвой-рекой. Не хотелось бы, чтобы у нас тут возник отстойник, куда будут свозить приезжих, а они потом будут расползаться в разные стороны», – рассказал активист.

Уже три года власти не могут найти инвестора. Если таковой найдется, он может выставить свои условия, запросить какие-то дополнительные для себя площади, чего жители района и боятся, рассказывает Черников.

«Пока никаких подвижек и тишина, но мы не хотим эту тему отпускать, чтобы не оказаться перед фактом начала строительства гигантского транспортного портала и людей начнут привозить автобусами», – заключает Андрей Черников.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.