Верховный суд РФ: картину Брюллова не вернут немецкому коллекционеру

Верховный суд РФ: картину Брюллова не вернут немецкому коллекционеру
  Картина Карла Брюллова "Христос во гробе". Фото Алексея Даничева, РИА "Новости"

Верховный суд России (ВС) вынес решение по поводу судьбы картины Карла Брюллова «Христос во гробе». 

Это дело тянется уже почти двадцать лет и прошло все российское судебные инстанции, вплоть до Конституционного суда.

Началось оно в 2002 году, когда немецкий коллекционер российского происхождения Александр Певзнер приобрел в Бельгии за сто тысяч евро полотно неизвестного художника, изображающего Иисуса Христа во гробе. Заподозрив, что картина принадлежит кисти Брюллова, Певзнер решил атрибутировать ее в России, в Государственном Русском музее. 

 
Картина Карла Брюллова "Христос во гробе". Фото с сайта bfmspb.ru 
 

Там установили, что коллекционер был прав: автором полотна оказался знаменитый живописец Брюллов. Он написал картину в 1846 году для домовой церкви генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга. Позже граф переехал в Германию, забрав с собой и картину, которая долго меняла владельцев, пока не попалась на глаза российскому эмигранту.

Однако вывезти назад в Германию Певзнеру шедевр не удалось. Было установлено, что коллекционер перевез его через российскую границу практически нелегально – с подложными таможенными декларациями, без соответствующего оформления и контроля. На этом основании было возбуждено дело о контрабанде, а картина, оцененная в России в 9,4 миллиона рублей, задержана в качестве вещдока.

Дело было прекращено в ноябре 2013 за истечением срока давности, само же полотно конфисковано и оставлено Государственном Русском музее.

Певзнер, разумеется, оспаривал решение российских властей в различных судах, дойдя до ВС. Однако последний в 2016 году подтвердил правомочность конфискации картины как «орудия преступления» - так как дело о контрабанде прекратили по нереабилитирующим основаниям. 

 
Коллегия ВС РФ, выносящая в 2016 году решение о принадлежности картины. Фото с сайта «Радио свобода» 

Впрочем, Конституционный суд, куда обратился Певзнер, постановил вновь открыть дело ввиду новых обстоятельств. Это, однако, никак не приблизило коллекционера к возвращению картины.

В итоге нового витка судебных разбирательств дело вновь попало в ВС. Вдобавок, всплыла ранее остававшаяся в тени довольно мутная история о принадлежности картины. Оказывается, юридически ее владелец не Певзнер и не его супруга, как ранее утверждал истец, а его тесть и теща. При этом последняя от своего статуса владелицы шедевра открещивается.   

Изучив эти факты, ВС решил, что вопрос о том, кто является собственником полотна, остается невыясненным. Кроме того, картина имеет особое значение для российской национальной культуры. А в этом случае, согласно конвенции ЮНЕСКО, при решении о принадлежности произведения искусства, которое стало предметом криминального оборота, приоритетна связь между этим предметом и страной его происхождения.

В итоге судебная коллегия ВС отменила решение предыдущей инстанции о возвращении картины супругам Певзнер. 

Впрочем, последний подал жалобу на Россию в ЕСПЧ, который уже ее коммуницировал. 





Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен