Наш собеседник Андрей Краковский из тех, кто предпочел житью в родных «палестинах» как говорится, долю иную. Уехав из страны, тогда еще Украины, еще в середине девяностых, в Севастополь он наведывается крайне редко, с периодичностью примерно раз в 10 лет. В этот свой приезд он побывал уже в российском Крыму, а значит может «незамыленным» взглядом оценить изменения, происшедшие на полуострове и прелести курортного города федерального значения.
- Андрей, что бросилось в глаза сразу по приезду?
- Поначалу удивил аэропорт Симферополь. По сравнению с тем, что я видел в 2007 году, как говорится небо и земля. Он расширился, стал более «внятным», более международным, что ли… Таксисты правда остались прежними, как было и в украинское время – смуглые и назойливые. Я отвык в Канаде от такого сервиса настойчивого. Еще мне кажется, что я за поездку в Севастополь из аэропорта немного переплатил (с Андрея взяли 3500 рублей – прим. авт.).
А вот что поразило по-настоящему, так это дороги. Есть новые совсем, много ремонтных работ, строят, расширяют. Раньше я помню, их только латали, и то не везде, на междугородних трассах и главных улицах только.
- Оцени качество покрытия по сравнению с Канадой.
- Ну, в Канаде в основном хорошие дороги, однако в Севастополе есть и не хуже. Кстати, наши дополнительные шоссе, рокады, второстепенные дороги тоже далеко не идеальны. Но в целом впечатление, повторюсь, от Крыма в плане дорог хорошее, видно, что взялись всерьез.
- Что еще удивило?
- Как ты знаешь, конечно, я в прошлом – офицер Черноморского флота. Когда я ушел в середине 90-х, одной из причин была боль за флот – его делили с Украиной, были проблемы, корабли гнили, не было даже топлива выйти пострелять, поучиться, ну зарплату месяцами не платили… Это все материальное, да, но еще была и моральная какая-то усталость. Было стойкое ощущение, что с годами русского, флотского духа в Севастополе не останется. И даже когда я приезжал в 2007 году, это ощущение усилилось, город мощно украинизировали, это особенно хорошо было заметно со стороны.
Так вот. В этот приезд все абсолютно по-другому. Как ни банально звучит, увидел триколор над зданием администрации, специально попросил таксиста проехать через центр, и появилось ощущение, что я вернулся в тот Севастополь, где родился и вырос, где окончил военно-морское училище, где у людей есть цель, а у России на Чёрном море опять появился полноценный флот. Вот это чувство и было самым удивительным.
- Это эмоции, но ведь есть и не столь положительные моменты в нынешней твоей поездке?
- Человек так устроен, наверное, что никогда всем довольным не будет. Есть, конечно, повод для критики. Если с ценами мне ситуация в целом понятна, я в принципе мониторил ситуацию, сидя у себя в Ванкувере, но, конечно, по сравнению с десятилетней давности ценниками все стало гораздо дороже, причем в долларовом эквиваленте тоже. Умом понимаешь, что покупательская способность в России выше, чем на Украине, однако даже по канадским меркам жизнь в Севастополе стала совсем не дешевой.
Отдельно хотелось бы сказать по пляжам. Честно говоря, мне кажется, что они стали более неухоженными, создается впечатление, что хозяина либо нет, либо их очень много. К примеру, прогуливаясь вечером по набережной пляжа Омега, я насчитал 24 торговые точки, почти все – общепит. Они лепятся бок о бок друг к другу, везде разная музыка, разные запахи… Создается устойчивый шум, а мусор при этом никто не убирает. Более того, прямо на набережную заезжают и паркуются машины – вещь в Канаде невозможная! Прямо по тротуару, «расталкивая» толпы отдыхающих, пробирается старая «жулька», гремит музыкой и воняет бензином.
На третий день своего пребывания на Родине решил съездить на фестиваль, который позиционировался как праздник еды (эко-фестиваль еды и зрелищ "Пир Фест 2017" – прим. авт.) Ехали долго, особенно через Симферополь – чуть не час. Если коротко по фестивалю – его надо был назвать фестиваль фастфуда, потому что кроме гамбургеров и шашлыков там практически ничего не было. На обратном пути решили проехать через Южный берег Крыма, искупаться где-нибудь там и перекусить. Так вот – ничего из этого осуществить не удалось.
Для начала попытались съехать к морю в районе Гурзуфа, но там дорогу преградил трёхэтажный особняк. С рудом добрались до городского пляжа, но народу там было столько, что плавать расхотелось. Следующая попытка была в районе Берегового, рядом с пионерским лагерем Комарова, десять лет назад я там бывал. И здесь неудача – выяснилось, что территорию передали МВД, и въезд только по спецпропускам. Проехали дальше, к Форосу. Почти сорок минут рыскали по городку, искали место парковки, чтобы спуститься к морю, но так и не нашли. Может быть, потому, что была суббота? Короче говоря – Южный берег Крыма проплыл мимо нас.
- В Севастополе есть неплохие пляжи.
- Да, есть. Тот же Фиолент, Золотой пляж Балаклавы. Но добраться с комфортом или маленькими детьми, например, можно только морем, катером. С учетом того, что въезд в Балаклаву, как я слышал, ограничивают, это будет еще тот квест.
Если Севастополь, Крым позиционирует себя, как центры российского туризма, с пляжами надо что-то решать. Едут ведь в основном искупаться в море, и желательно в комфортных условиях с нормальным сервисом. В данном случае я не «учу жить» с позиции жителя Канады, то же самое мне говорят и мои местные друзья-товарищи.
И еще один момент. Когда мне говорят, что цены на отели снижены, я вспоминаю свою попытку заказать отдых на три ночи где-нибудь на ЮБК. Более менее приличный отельчик оказался ценой в 6 тысяч рублей. Это, на минутку, 100 долларов, причем максимум за 2-3 звезды.
Не скажу насчет Турции, как мне уже говорили мои бывшие товарищи, там я не бывал, не знаю, но, например, в Доминикане за эти деньги можно получить сервис гораздо более качественный, на пару «звезд» поболе, да еще и с опцией «все включено». Конечно, есть закон рынка – спрос рождает предложение, только, как мне кажется, скоро из-за таких неоправданно завышенных цен мои родные края потеряют туристов.
- Когда ждать в следующий раз? В 2027 году?
- Честно говоря, не знаю. Экономический кризис у нас тоже чувствуется. Если останусь при своей нынешней работе (Андрей – системный администратор в одной государственной структуре – прим.авт), то как минимум еще один раз приеду. Если попаду под сокращение, то будет не до поездок, у меня дом до сих пор в кредите.
- О возвращении не подумываешь?
- Да поздно уже, пожалуй, возвращаться. Почти четверть века там, больше половины сознательной жизни. Привык, корни пустил, долгами обзавелся… Но Севастополь стал сниться чаще, и с этим уже ничего не сделать. Так что разочарования нет, хотя во сне город более чистый и красивый, чем сейчас наяву. Но это издержки памяти нашей юности.