Госбанки дают заработать мошенникам, Альфа-Банк – на мошенниках

Госбанки дают заработать мошенникам, Альфа-Банк – на мошенниках
  Фото: mos.ru

Накануне появилась информация, что Альфа-Банк будет выплачивать денежное вознаграждение за данные о телефонных мошенниках. Новость появилась на фоне вала сообщений о мошенничестве, из-за которого страдают клиенты многих банков с государственным участием. 

В информации Альфа-Банка говорится, что банк будет выплачивать денежное вознаграждение за данные о телефонных мошенниках, если они помогут раскрыть мошеннический call-центр или поймать их работников. Сумма одного вознаграждения составит 1 млн рублей. Всего планируется выделить на эти цели 5 млн рублей, но банк намерен увеличить финансирование, если получит много полезных данных.

Инициатива пятого в рейтинге лучших банков РФ стала большим новшеством в практике российского рынка финансовых услуг. Произошло это в тот момент, когда стал нарастать поток сообщений о все новых фактах мошенничества против клиентов банков. 


 

Источник: https://www.banki.ru 


Как правило, от мошенников страдают простые вкладчики, нередко это люди преклонного возраста, которых легко обмануть, используя различные технические и прочие уловки. 

Банки обычно просто советуют своим клиентам быть осторожными, перезванивать на номер своего банка, если оттуда неожиданно поступает звонок, а звонящий просит сообщить какую-либо конфиденциальную информацию. 

Кроме того, обычно банки просят сообщать им о фактах мошенничества, что, очевидно, требует времени и лишних усилий от вкладчика, облегчает работу службы безопасности банка, но не дает каких-либо бонусов вкладчику. 

Скриншот со страницы Сбера 



Скриншот со страницы ВТБ


А между тем, как заявил представитель ЦБ РФ, Россия стала полигоном для телефонных мошенников, телефонное мошенничество в РФ распространено больше, чем в других странах. 

В обзоре Банка России об основных видах компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019-2020 годах говорится, что телефонные мошенники в России в 57 % случаев прикидываются сотрудниками банков, но в последнее время стали распространены случаи, когда они связываются с клиентами банков под видом правоохранителей. 

Крупнейшие банки в такой ситуации лишь фиксируют происходящее. 


Источник: ТАСС 

Более того, Сбер именно в период нарастания сообщений об увеличении телефонного мошенничества запустил дорогостоящую рекламу, в которой главным героем оказывается как раз мошенник и вор Жорж Милославский – персонаж из популярной советской кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию", о чем ранее сообщало ИА FederalCity. Такой "сюрприз" от крупнейшего банка РФ, надо полагать, будет особенно неприятен пострадавшим от телефонных мошенников его клиентам, если вспомнить, как Милославский по сюжету кинокомедии обманывает свою жертву именно с помощью звонка по телефону. 

Жорж Милославский. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" 


Но в Сбере роликом гордятся и считают, что ролик "получился отличным во всех смыслах", потому что "он полностью отражает наш "культурный код" (все знают и фильм, и цитаты из него), и при этом он отражает трансформацию Сбербанка в экосистему Сбера, с современными технологиями, артистами, нашими сервисами. Да и просто он вызывает улыбку". 

Более чем неудачный рекламный ход на фоне бедствия с телефонным мошенничеством в нашей стране. 

Между тем, Альфа-Банк буквально формулирует свою инициативу как возможность заработать на мошеннике. 

Своим клиентам банк предлагает передавать в банк номер, с которого звонили мошенники, запись разговора (не менее 30 секунд), контакты "черных" call-центров, данные их руководителей, основания для подозрений в мошенничестве. 

Клиенты банка смогут узнать о том, что его информация помогла поймать мошенника, когда с ним свяжутся представители банка для приглашения дать показания следствию. 

Альфа-банк создал специальный сайт и почтовый ящик для сбора информации о злоумышленниках. Данные предоставляются анонимно. Информацию за вознаграждение можно предоставить с 17 марта по 30 апреля.

Скриншот со специального сайта Альфа-Банка 

На фоне такой акции Альфа-Банка позиция Сбера и ВТБ – банков, против вкладчиков которых совершается наибольшее количество мошеннических атак, что влечет для этих банков серьезные имиджевые потери, объяснима, возможно, тем, что это банки со значительным участием государства, что позволяет им легко переносить любые скандалы, которые могли бы нанести значительный урон репутации частных компаний. 

Стоит отметить, что именно банки с госучастием отличились наиболее крупными утечками персональных данных своих клиентов. В августе 2020 года данные 31 тысячи карт клиентов ВТБ попали Telegram, а сотрудник Сбера в 2019 году смог извлечь из внутренней сети Сбера данные 60 млн его клиентов (фамилию, имя, отчество клиента, паспортные данные, дату рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона, полный номер кредитной карты, место работы и остаток собственных средств) и продать часть данных через интернет. 

Извинений клиенты Сбера не получили...