Ужесточение правил оборота оружия не спасет от новых «колумбайнов»

Ужесточение правил оборота оружия не спасет от новых «колумбайнов»
  Охотничье ружье. Фото с сайта ru.freepik.com

Казанская трагедия, о которой уже сообщало ИА FederalCity, в очередной раз стала поводом для дискуссий об ужесточении контроля над гражданским оружием. Впрочем, это и дискуссией-то уже не назвать. Владимир Путин попросту поручил Росгвардии разработать и приготовить соответствующие поправки. 

А пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков, туманно высказался об «охотничьем оружии», которое, дескать, в каких-то странах считается «штурмовыми винтовками». Что совсем уже не имеет никакого отношения к турецкому охотничьему ружью с гладким стволом, которым пользовался преступник. 

Стрелок с ружьем Hatsan ESCORT. Кадр из видео на YouTube

Это весьма характерно – почти всегда новые запреты и препятствия больше всего вредят добропорядочным людям, и без того не собиравшимся устраивать резню.

Военный корреспондент Александр Коц едко высказался на эту тему:

- Можно, конечно, вообще запретить гражданское оружие, как уже некоторые «светлые» головы предлагают. Только вы не забывайте, что чувак, помимо ружья, еще бомбу в школу притащил. Бомбы ведь и так запрещены.

Стоит вспомнить, что большинство жертв, например, крымского стрелка Владислава Рослякова погибли не от пуль, а от самодельных бомб. А вот Эрик Харрис и Дилан Клиболд, в 1999 году устроившие кровавое побоище в школе «Колумбайн», породившие немало подражателей-«колумбайнеров», включая, возможно, и казанского стрелка, просто не смогли сделать надежные взрывные устройства, в результате большая часть из их бомб не взорвалась.

Эрик Харрис (слева) и Дилан Клиболд в столовой после того, как там взорвалась одна из их бомб. Запись камеры наблюдения. Источник: "Википедия"

Но, возможно, действительно стоит перестраховаться и запретить продажу ружей и карабинов – ради снижения уровня преступности? Все-таки далеко не каждый может достать нелегальный «ствол». Увы, статистика говорит, что это вряд ли окажет серьезный эффект. По данным Росгвардии, количество владельцев легального оружия в стране устойчиво падает – сказываются увеличенные пошлины и усложненные правила приобретения и хранения. При этом подобное оружие используется всего-то примерно в четверти преступлений, связанных с применением «огнестрела». 

Да и защитят ли запреты от очередных массовый убийц, не только школьников-психопатов, но и кого-то вроде майора Евсюкова или рядового Шамсутдинова – людей, которым оружие доверило государство?.. С другой стороны, агрессия может найти выход и без огнестрельного оружия. Так в 2018 году двое подростков напали на школу в Перми, вооружившись обычными ножами. Годом ранее в подмосковной Ивантеевке школьник ударил топором свою учительницу и попытался взорвать самодельные взрывпакеты. Похожий случай произошел и в Улан-Удэ – тоже топор и зажигательная смесь...

Очевидно, что усердная «борьба» против гражданского оружия, или, тем более, «жестоких компьютерных игр» - это популизм и война с симптомами вместо причины болезни. 

А таких причин может быть немало. Вот автор телеграм-канала «Беспощадный пиарщик» задается риторическими уже вопросами:

- Имелись ли в школе или колледже факты систематической травли? Но, ладно, школа, а семья? В семье тоже не было никакого дела до того, чем человек живет, чем дышит и зачем ему, например, «ствол»…

Импровизированный мемориал у казанской школы, в которой произошла трагедия. Источник: ТГ-канал Baza

Далее он приводит в пример дело уже упомянутого рядового Шамсутдинова, убившего людей, которых он считал своими обидчиками. Сам убийца говорил, что к стрельбе его подтолкнула «дедовщина» - и действительно, по результатам проверки обнаружились факты неуставных отношений.

Человек убивает по множеству разных причин – но чаще всего речь идет о проблемах в личной жизни, тяжелой обстановке в семье или психических отклонениях, которые прошли мимо врачей. 

- Если бы хоть кто-нибудь из окружающих забил тревогу вовремя – по крайней мере, жертв бы не было, - комментирует один из подобных случаев Евгения Белякова, психиатр и психотерапевт. – Бывают убийства дикие, нелепые, когда убивают всех, кто под руку попадется. Почему? Потому что человек сошел с ума. Поэтому необходима профилактика психических расстройств и заболеваний. 

Однако неправильно списывать все на «безумие» школьных стрелков – далеко не все из них страдают психическими заболеваниями. Хотя попавший в Интернет фрагмент допроса казанского убийцы Ильназа Галявиева, называющего себя «богом», позволяет предположить у него душевную болезнь, его диагноз – это дело врачей. Но сама по себе психопатия – не сумасшествие и не освобождает от уголовного наказания. 

При этом в обществе имеет место соблазн проявить «понимание» убийцы. 

- В школьных нападениях зачастую винят «атмосферу ненависти», «наше жестокое общество» или «безумное время», - рассуждает в беседе с ИА FederalCity писательница Татьяна-Алексеева-Минасян. – Подозрительно часто такие суждения можно услышать от людей либеральных взглядов. Но ведь так они становятся на сторону не жертв, а их палачей, делают главными виновными трагедий самих убитых или пострадавших. После каждого нападения в школе появляется множество комментариев о том, что «бедных мальчиков» затравили другие дети, а учителя специально их шпыняли и занижали им оценки. Выглядят это выгораживание достаточно уже взрослых преступников особенно цинично, когда те нападают на совсем еще детей, как это было и в Казани. Но для подобных «правозащитников» «маленькими детьми» почему-то являются только молодые психопаты с ножами, топорами, ружьями и бомбами...

Православное и мусульманское духовенство поминает жертв казанской трагедии. Источник: журнал "Фома"

Справка ИА FederalCity

Случаи вооруженных нападений в школах России.

3 февраля 2014 года, Москва. 15-летний Сергей Гордеев убил учителя географии и полицейского, после чего взял в заложники целый класс. Вскоре отец уговаривает его сдаться. Признан невменяемым, находится на принудительном лечении.

5 сентября 2017 года, Ивантеевка. 15-летний Михаил Пивнев выстрелил в учительницу информатики из пневматической винтовки и ударил ее секачем. Женщина получила травмы, но выжила. Пивнев безрезультатно взорвал самодельные взрывные устройства, после чего его задержали. Получил 7 лет и 3 месяца в воспитательной колонии.

15 января 2018 года, Пермь. 15-летний Александр Буслидзе и 16-летний Лев Биджаков вооружились ножами и напали на свою школу. Ранения получили 15 человек – школьники и учительница. После нападения неудачно попытались друг друга убить. Биджаков получил 9 лет и 8 месяцев колонии, Буслидзе – 7 лет.

19 января 2018 года, Улан-Удэ. 15-летний Антон Бичевин зажег в школе «коктейль Молотова» и набросился на учеников с топором, после чего попытался себя зарезать. Ранения получили 5 школьников и завуч. Приговор неизвестен.

17 октября 2018 года, Керчь. 18-летний Владислав Росляков взорвал в Керченском политехническом колледже бомбу и устроил стрельбу из ружья. Совершил самоубийство. Погибло 20 человек, ранено 67. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен