Севастопольские ученые создают геном мирового океана

Исследования Мирового океана на борту судна "Профессор Водяницкий". Источник: aari.ru.

Исследования ведутся научным коллективом Института биологии Южных морей РАН, которому в этом году исполняется 150 лет. Подробности – в обзоре ИА FederalCity.

Проект создания генома мирового океана родился в стенах севастопольского ИнБЮМа и получил поддержку на федеральном уровне. Он представляет из себя гигантскую цифровую базу данных на всех обитателей водной части планеты.

По словам директора Института биологии Южных морей РАН Романа Горбунова, реализации проекта даст ответ на загадки эволюционных процессов и существования жизни в мировом океане, а также выделит большие объемы новых активных веществ.

В руководстве ИнБЮМа уверены, что такая масштабная и амбициозная задача вполне по плечу коллективу научного учреждения, где за последние годы получено более семидесяти патентов на открытия и изобретения в аквакультуре и фармакологии.

А ведь начиналось все в сентябре 1871 года со скромной Севастопольской биологической станции, открытой стараниями знаменитого путешественника и исследователя Николая Миклухо-Маклая.

Здание Севастопольской биологической станции на Приморском бульваре, 1890-е года. Источник: ibss-ras.ru.

Четверть века спустя при станции начинает работу первый в России общественный Аквариум, который принимает посетителей и по сей день. В начале прошлого века на СБС велись активные работы по изучению Черного моря и его обитателей.

Деятельность Севастопольской биологической станции тесно связана с именем академика, основателя российской гидробиологии Сергея Зернова. Ученый был заведующим СБС с 1902 по 1915, а затем с 1921 по 1931 года. В 1908 году Зернов открыл в Черном море огромную (более 10 тыс.кв.км.) колонию красной водоросли филлофоры, что впоследствии дало возможность получения йода в промышленных масштабах.

После перерыва, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, СБС возобновила активную деятельность. Особое внимание уделялось промысловым рыбам Азово-Черноморского бассейна, в результате вылов в акватории был значительно увеличен.

Лаборатория Севастопольской биологической станции, первая половина 20 века. Источник: ibss-ras.ru.

Во время Великой Отечественной войны станция была перебазирована на побережье Каспийского моря, а вскоре после освобождения Севастополя коллектив СБС вернулся к исследованиям.

В 1963 году  на базе Севастопольской, Одесской и Карадагской биологических станций в составе академии наук УCCР был создан Институт биологии Южных морей имени А.О. Ковалевского (ИнБЮМ) с центром в Севастополе.

В 1971 году за заслуги в развитии биологической науки и в связи со 100-летним юбилеем ИнБЮМ награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1950-1980 годах сотрудники института вели работы по изучению структуры и функционирования экосистем Средиземного и Красного морей, Атлантического и Индийского океанов, значительная часть которых были проведены на борту полученного в 1976 году специально оборудованного научно-исследовательского судна "Профессор Водяницкий".

Исследования Антарктиды на борту судна "Профессор Водяницкий". Источник: aari.ru.

После распада СССР финансирование ИнБЮМа была заметно сокращено, многие направления исследований свернуты, но руководству удалось сохранить костяк ученых и техников, провести ряд как фундаментальных исследований, так и прикладных разработок бентоса Азово-Черноморского бассейна и Мирового океана.

В 2019 году ИнБЮМ был реорганизован в Федеральный исследовательский центр "Институт биологии южных морей имени А.О.Ковалевского РАН". Сейчас в 16 отделах института работают более шестисот ученых и лаборантов, техников и инженеров.

"Институт является одним из крупнейших научных центров в области исследований биологии и экологии мирового океана. Благодаря тому, что Крым и Севастополь вернулись в Россию, расширилась экспедиционная деятельность института. Можно сказать, мы работаем во всех регионах мирового океана: Арктика, Антарктика, Тихий и Атлантический океаны", - с уверенностью в завтрашнем дне говорит директор научного учреждения Роман Горбунов.

Здание ИнБЮМа на Приморском бульваре Севастополя. Источник: ibss-ras.ru.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен