Владельцы севастопольской недвижимости живут в выдуманном мире

Владельцы севастопольской недвижимости живут в выдуманном мире
  Фото: sevsiv.blogspot.fr
Что привлекает и что отталкивает потенциальных покупателей севастопольской недвижимости – на вопросы ИА FederalCity отвечает Анастасия Палиева, совладелец риэлтерской фирмы «Квадрат».

- Анастасия, как давно вы работаете в сфере торговли недвижимостью?

- Вот уже скоро 15 лет. Каждый судит сам – для кого это может и небольшой срок, но мне кажется, что определенный опыт и наработки появились.

- Скажите насколько часто сейчас клиенты проявляют интерес к недвижимости в Севастополе и в Крыму по сравнению с весной 2014 года?

- Давайте так – весной и летом, да и почти все остальное время это был настоящий бум. Как мне кажется, сыграли сразу несколько факторов.
Во-первых, многих потенциальных покупателей отпугивало украинская принадлежность полуострова. Многие побаивались связываться с законодательством соседнего государства, опасались, что под какими-то предлогами их могут лишить домов и квартир, и своя страна в этом случае в чужих судах их интересы не защитит. Кстати, такие вещи сейчас на материковой Украине происходят, там можно уже о тенденции говорить.
Во-вторых, недвижимость у моря всегда в цене, и Кавказское побережье очень плотно застроено, и цены там бывают очень высокими. А тут открывается такой рынок, как Крым, Севастополь, да еще и теперь это – своя земля. Многие решили, что это их шанс, и бросились приобретать там недвижимость.

- Что тогда больше всего пользовалось спросом?

- У нас на Кубани клиенты интересовались в первую очередь однокомнатными квартирами у моря, частными домами у моря в горах низшего и среднего ценового сегмента, земельными участками, в первую очередь в районах Фиолента, Казачьей бухты, Ласпи, в Байдарской долине. Надо сказать, что ценник тогда поднялся сразу. Многие владельцы севастопольской недвижимости решили, что это их шанс, и практически сравняли цены с питерскими и сопоставили с московскими. Однако покупатели ведь находились! Что подогревало продавцов «ломить» цену дальше – ведь сосед продал «однушку» за 4 миллиона, чем я хуже? Однако уже в 2015 году картина изменилась.

- И с чем эти перемены были связаны?

- Как я думаю, покупатели осознали, что тихой гаванью, где можно спокойно встретить старость или развивать свой бизнес, Севастополь не станет. И не потому что город плохой, наоборот, он чудесный, каждый раз приезжая в Севастополь, особенно летом, я радуюсь новой встрече. Нет тут дело во внешних факторах.
К 2015 году стало ясно, что полноценной жизни в регионе, находящемуся под коллективными санкциями Запада, не будет еще очень долго. Это касается тех мелочей, из которых состоит жизнь – невозможность воспользоваться всеми возможностями твоей кредитной карты, получить «шенген» без заморочек, взять кредит не в России, съездить к родным на поезде, не зависеть от капризов погоды на переправе и от жадности крупных оптовиков…  Вот такие вот моменты, а они, поверьте, отпугивают клиентов, желающих переехать в Севастополь, или хотя бы купить здесь жилье «на старость».
К тому же цены к этому моменту, после первых рывков снизились незначительно, примерно на 5-15%, и все равно остаются очень высокими. В общем, как мы в агентстве подсчитали, то, если судить по количеству запросов о покупке недвижимости в Севастополе, то сейчас их на примерно 20% меньше, чем в 2014 году. А вот если посмотреть на состоявшиеся сделки купли-продажи, то их меньше уже на 60%. Такая вот тенденция, сухая статистика. Продавцам в Севастополе пора призадуматься.

- И все-же, какие цены сейчас по Севастополю?

- Приблизительно в среднем 74-77 тысяч рублей на вторичном рынке недвижимости, около 65-66 тысяч в «новострое». Кстати, продаж по новым квартирам могло было быть больше, но местные застройщики пока сдают квартиры, не соблюдая полностью российских норм – то есть не «заезжай и живи», а «под отделку». Поэтому клиент, который может быть и готов выложить 2-3 миллиона за однокомнатную квартиру в новом доме, однако делать ремонт как минимум еще на миллион не готов точно.
Конечно, цены в Севастополе, особенно на вторичном рынке, очень разнятся. Немало стоят квартиры в микрорайонах «Летчики» и «Камыши», где близко море, к примеру. Хорошо идет Балаклава, но там почти уже все скуплено.  А вот на Северной стороне или в Инкермане можно найти «убитую» хрущевку за полтора миллиона, если хорошенько поискать.
Кстати, в Краснодаре за те же полтора миллиона можно купить однокомнатную квартиру в новом доме, в котором, в принципе, можно сразу начинать жить.

- Каковы ближайшие перспективы рынка недвижимости в Севастополе?

- Как только севастопольские владельцы недвижимости перестанут жить в выдуманном ими мире, что квартиры и земля в их городе стоит как Санкт-Петербурге или ближнем Подмосковье, картине сразу поменяется к лучшему.
Не стоит забывать, что в том же Питере и Балашихе есть прекрасные дороги, развитая социальная инфраструктура и вменяемые цены на все – от продуктов до одежды.
В Севастополе есть только море, горы, памятники и героическая атмосфера. Это очень немало, но этого недостаточно, чтобы просить за «двушку» на улице Хрусталева, построенную в 70-х, 5.5 миллиона рублей.
Когда мы пытаемся убедить людей, которые годами держат эти цены, уступить, не кардинально, но внушительно, они отвечают, что их цены реальные и они готовы ждать.  Что же, это их право, безусловно.
В последнее время все чаще в Севастополе на рынке недвижимости идут разговоры, что по их цене недвижимость возьмут после сдачи в эксплуатацию Крымского моста. Как мне кажется, мост не станет волшебной палочкой, которая в одночасье решит все крымские проблемы. Это не отменит ни санкций, ни дорог, ни беспредела ритейлеров, ни коммунальной инфраструктуры, изношенной на 80%. Так что предлагаю начинать жить в реальном мире.
 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен