Город федерального значения и Республика Крым также находятся в группе лидеров по стоимости автомобильного топлива среди всех регионов РФ – сообщает ИА FederalCity.
В Южном федеральном округе средняя цена одного литра бензина ходовой марки Аи-95 колеблется от 52 рублей 40 копеек в Адыгее до 56 рублей 40 копеек в Севастополе.
В целом по России Севастополь и Крым занимают соответственно 6-е и 7-е места. Первая тройка выглядит так – Чукотский АО (63.5 рублей за литр Аи-95), Магаданский край (61.9 рублей) и Сахалинская область (60.5 рублей).
Такие высокие цены на Крайнем Севере и Дальнем Востоке страны, обусловлены, прежде всего, логистическими проблемами.
Однако причины столь высоких цен на топливо в Севастополе и Крыму, на первый взгляд, не просматриваются. Пока не было моста через Керченский пролив и грузы везли морским путем, можно было списать на сложности доставки. Но теперь, когда Крым от материка отделяют только 18 километров мостового перехода для авто и тепловозов, внятно объяснить причину разницы в ценах на бензин с соседним Краснодарским краем (минус 3 – 3.5 рубля) крайне сложно.
Автозаправочная станция в Севастополе. Источник: photo-review.ru.Доводы о том, что Севастополь является конечным пунктом доставки ГСМ, также не объясняют самые большие цены в европейской части РФ – Калининградская область или Архангельская еще более логистически отдаленные регионы страны.
Другое дело, что основные закупки бензина и дизельного топлива происходят на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге. Крупные нефтяные компании типа "Газпромнефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" занимаются полным циклом переработки ГСМ – от добычи и переработки до продажи через собственную сеть заправок.
Такие гиганты позволяют себе держать относительно низкие цены в рознице, зарабатывая как на опте, так и на других составляющих производственного цикла.
Цены на топливо в Крыму в феврале. Источник: t.me/buroics_taxi.
Однако из-за санкций Запада крупные игроки на рынке ГСМ на территорию Крыма не заходят, поэтому здесь работают местные нефтетрейдеры, обладающие значительно меньшими финансовыми возможностями. Для них закупки на ТСБ в Северной столице обходятся несколько дороже, что, в конечном итоге, сказывается на кошельках севастопольских и крымских автовладельцев.
Таким образом, снизить цены на заправках полуострова можно только двумя способами – субсидированием местных владельцев сетей АЗС со стороны государства, либо уменьшением стоимости ГСМ в целом по стране.
Первый вариант – явно из разряда фантастики. Что касается второго, то остановить рост и даже привести к снижению оптовых цен на бензин способно ограничение властями экспорта нефтепродуктов.
После этого, по мнению экспертов, доля продаж на внутреннем рынке способна вырасти до 500 тысяч тонн ежемесячно, что повлечет за собой уменьшение стоимости литра того АИ-95 на 2-3 рубля в среднесрочной перспективе.
На одной из автозаправочных станций Севастополя. Источник: севлайф.ру.