Даже когда цены на газ подрывают экономику, американцы не могут отказаться от путешествий

Даже когда цены на газ подрывают экономику, американцы не могут отказаться от путешествий
  Деньги американцев утекают в бензобаки их машин. Фото: pexels.com

ИА FederalCity опубликовало уже несколько переводов статей из американских СМИ, в которых эксперты-экономисты высказывают опасения по поводу инфляции в США. Однако эти публикации выглядят более-менее оптимистичными по сравнению со статьей, вышедшей недавно в газете «The Washington Post»

 

Потрясения, вызванные высокими ценами на бензин, рикошетом отражаются на экономике, и отраслевые аналитики не видят на горизонте особого облегчения. 

Розничные торговцы и транспортные компании находятся в состоянии сильного беспокойства по поводу обостряющейся нехватки дизельного топлива, что может привести к временному введению нормирования в некоторых местах. Аналогичные опасения охватывают авиационную отрасль по мере того, как авиатопливо становится все более дефицитным. Производители пытаются сдержать рост стоимости пластиковой упаковки – она изготавливается из той же сырой нефти, на которую и так сейчас очень высокий спрос у производителей бензина. Даже яхтсмены теперь сомневаются, не стоит ли им отложить спуск своих судов на воду, поскольку заполнение их баков горючим может стоить на сотни долларов больше, чем раньше. 

Из-за подорожания бензина американские катера и яхты остаются на причалах. Фото: pexels.com 

Скачки цен сказываются даже на школьном питании. В Давенпорте, штат Айова, внезапно оказалась под угрозой доставка закусок из разноцветной моркови и других свежих овощей и фруктов, поставляемых в школы в рамках федерального гранта на пропаганду здорового питания, поскольку цены на бензин выросли более чем на 4 доллара за галлон. Поставщик ввел дополнительные сборы, чтобы покрыть высокую цену на топливо, что вынудило некоторые школы досрочно прекратить сотрудничество с ним. 

Затем в этом же округе начались проблемы с хлебом. Компания, поставлявшая его в школы, сначала запросила более высокие надбавки за топливо, а потом заявила, что в следующем году не сможет позволить себе такие поставки. Город обратился к другой компании, заплатив на 40 тысяч долларов, то есть почти вдвое больше, за менее частые поставки буханок хлеба. 

- Это очень нервирует, - рассказала директор службы школьного питания Давенпорта Кони Доббелс. – Люди все время спрашивают: «Разве в этом году дела в школах не лучше, чем в прошлом?» А они вовсе не стали лучше. Я никогда не сталкивалась ни с чем подобным. 

Улица в Давенпорте. Фото: Википедия 

Цены на газ стали предметом особого беспокойства на фоне других тревожных признаков, касающихся экономики США. Опасения, что страна может скатиться к рецессии, раздуваемые крупными розничными торговцами, сообщившими о снижении прибыли на этой неделе, значительно снизили фондовый индекс «S&P 500», а цены на другие виды энергии, продукты питания и жилье неуклонно растут, подпитывая инфляцию. 

Цены на топливо все так же превышают прежние показатели и сейчас составляют в среднем более 4,59 доллара за галлон по всей стране, что на 50% выше прошлогодних цен. Совокупность многих факторов создает дефицит поставок, невиданный со времен Великой рецессии в 2008 году

Несмотря на то, что важную роль в этом играет российско-украинский конфликт и последовавший за ним отказ многих стран от российской нефти, это не единственная проблема. Падение спроса на топливо во время пандемии вынудило производителей сократить свои инвестиции в буровые и нефтеперерабатывающие мощности. Нефтегазовый сектор в настоящее время оказывается плохо подготовленным для удовлетворения потребностей общества, возвращающихся к допандемийному уровню. Федеральное правительство исчерпало основную часть имеющихся у него ограниченных инструментов противодействия скачкам цен, таких как высвобождение нефти из Стратегического нефтяного резерва

Давенпортские школьники остались без здорового питания. Фото: pexels.com 

- Суть в том, что лето будет дорогим, - предупредил управляющий директор по глобальной энергетической стратегии компании «RBC Capital Markets» Майкл Трэн

Это предупреждение повторила на этой неделе, хотя и в более сдержанных выражениях, министр финансов Джэнет Л. Йеллен, которая заявила во время визита в Германию, что рост цен на энергоносители, вероятно, продолжится в ближайшей перспективе. 

Растущие цены на бензин вынуждают американцев менять свои привычки к большим расходам, и единственное, на чем американцы сейчас экономят – это как раз топливо: они стали меньше путешествовать. Все, кто ездит на транспорте в этот момент нехватки топлива, провоцирует еще более сильный рост цен. 

Джэнет Л. Йеллен. Фото: Википедия 

- Когда путешествия снова станут доступными, спрос на них резко взлетит, - считает Трэн. – Люди будут готовы платить больше, чтобы компенсировать отмененные за последние несколько лет поездки. 

У теперешней ситуации другой экономический ландшафт, чем во время последнего такого скачка цен на газ летом 2008 года. В то время американцы уже некоторое время были помешаны на расходах, и накопленные сбережения домохозяйств были особенно низкими. Небензиновый транспорт был роскошью, которую тогда могли себе позволить лишь немногие американцы. И тогда цены на газ относительно быстро упали после кратковременного скачка. 

Сейчас, напротив, сбережения домохозяйств находятся на рекордно высоком уровне, так как люди тратили меньше денег во время пандемии коронавируса. 

- Мы, как население, никогда не были более готовы к высоким ценам на газ, чем сейчас, - уверен Трэн. – Таким образом, даже несмотря на то, что цены продолжают расти, спрос на разные товары не снижается. 

Майкл Трэн. Фото: сайт «RBC Capital Markets» 

И все же жители США по-прежнему много ездят на автомобилях и используют много топлива. В выходные дни, посвященные Дню памяти, около 37,9 миллиона американцев отправились в поездки: в праздничные выходные до начала пандемии они ездили меньше. В прошлом году, когда цены на бензин были значительно ниже, поездок было меньше на 8,5%. Эта тенденция отчасти объясняется отказом американцев от авиаперелетов. Цены на билеты на самолет для многих стали непомерно высокими, поскольку авиационная отрасль борется с собственным дефицитом топлива. 

Например, Аманда Лаудвейн из Силвер-Спринг, штат Мэриленд, в этом году смогла, наконец, присутствовать на свадьбе своего племянника в национальном парке Долины Смерти, который охватывает Неваду и Калифорнию, после того, как она дважды откладывала поездки туда из-за коронавируса. И без того недешевое путешествие обошлось неожиданно дорого: цена за галлон неэтилированного бензина на заправочной станции Фернис-Крик в Долине Смерти, единственном месте на огромной территории, где можно заправиться, составляла 8,25 доллара

- Заправка нашего фургона обошлась нам в 120 долларов, - сообщила Лаудвейн. – Это был настоящий шок. 

Однако, как и многие другие американцы, 67-летняя женщина не планирует сокращать свои путешествия. Она с нетерпением ждет поездки по пересеченной местности осенью, независимо от того, насколько тогда будут высоки цены на газ. 

Как бы ни были высоки цены на топливо, от путешествий американцы не откажутся. Фото: pexels.com 

- Люди так долго были осторожны со своими деньгами, - заявила она. – Это не помешает нам ехать туда, куда мы хотим… Я хочу увидеть большие прерии. 

Несмотря на то, что старые привычки к путешествиям сохраняются, высокие цены на бензин вынуждают людей вносить в свою жизнь другие коррективы. На этой неделе акции торговой компании «Walmart» потерпели самое большое падение с 1987 года. Это случилось после ее отчета о доходах, в котором было признано, что высокие цены на газ наносят ущерб ее бизнесу – создают непредвиденные операционные расходы для компании, а также меняют способы совершения покупок потребителями, побуждая их консолидировать свои походы в магазин и отказаться от покупки товаров, которые не являются предметами первой необходимости. 

Люди видят, что основная часть их денег уходит в бензобаки, и из-за этого, по словам генерального директора «Walmart» Дуга Макмиллона, «стали теперь более чувствительными к ценам и уделяют им пристальное внимание». Он назвал сегодняшних покупателей «Walmart» «портфельными менеджерами», тщательно соблюдающими баланс в своих бюджетах и более неохотно покупающих что-то вроде спортивного инвентаря, если на такие товары не снижаются цены. 

Дуг Макмиллон. Фото: Википедия 

У скачков цен бывают и неожиданные последствия для потребителей. Исследование десятилетней давности показало, что при резком росте цен на бензин у людей, как правило, снижается уровень ожирения – не столько потому, что они ходят пешком или катаются на велосипеде вместо того, чтобы ездить на машинах, сколько из-за того, что они вычеркивают из своего бюджета такие услуги, как уборка дома и садоводство, предпочитая делать это самостоятельно, сжигая калории. 

Между тем, согласно недавнему исследованию, основанному на обширных данных опроса, проведенного Институтом Гэллапа, пожилые водители, пережившие нехватку бензина и сопровождавшую ее стагфляцию 1970-х годов, с большей вероятностью будут связывать рост цен на заправках с ухудшением экономики и быстрее сократят свои расходы. 

- Я вырос, стоя в очереди за бензином, - поделился воспоминаниями инвестиционный банкир из Майами Джеймс Кэссел. – Большинство людей этого не помнят. 

По словам Кэссела, он рад, что самому ему больше не придется стоять в длинных очередях на заправку, пережитых в 70-е годы, однако стремительный рост цен на топливо приносит каскад неприятностей компаниям среднего размера, в которые он инвестирует. По его словам, расходы производителей, в том числе на топливо, растут так быстро, что крупные розничные торговцы смягчают правила, регулирующие цены на продукты на полках магазинов. 

Но это не значит, что потребители станут просто делать меньше разных покупок. Кэссел работает с пищевой компанией, которая изо всех сил пытается скорректировать свой бюджет в связи с чрезмерными расходами на газ и просчитать, потеряет ли она больше клиентов, если повысит цену на свой продукт, или вместо этого ей следует сократить расходы, уменьшив производство. 

Экономисты и аналитики в области энергетики предупреждают, что перспективы того, что будет дальше с ценами, туманны. 

Чем больше жители США ездят на машинах, тем сильнее обесцениваются их деньги. Фото: pexels.com 

Непохоже, чтобы этот цикл повышения цен на энергоносители, приводящий к еще большей инфляции, закончился в ближайшее время. Положить этому конец могут только две вещи. Одной из них является огромный рост доступных запасов нефти, газа и возобновляемых источников энергии, до создания которых, по мнению большинства аналитиков, пройдет еще много лет. Другой – рецессия

Менее болезненной альтернативой рецессии было бы умеренное сокращение потребителями, уставшими от высоких цен, своих расходов на газ и другие продукты, что привело бы к снижению спроса на топливо. 

- Если бы не эпидемия коронавируса, продолжавшаяся в начале этого года, я бы сказал, что потребители начнут снижать расходы, когда цена на бензин достигнет 5 долларов за галлон, - признался Трэн. – Но я бы не стал делать такие прогнозы на это лето. А вот через год, возможно, все уже насытятся путешествиями, и спрос на поездки начнет падать. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен