В автозаках некоторые из задержанных скандировали: «Аллах акбар».
Позже выяснилось, что ни одному из них не вменили участие в несогласованном массовом мероприятии. На 17 человек составили протоколы за мелкое хулиганство, на 14 – за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и на одного – за уклонение от исполнения административного наказания.
Между тем глава Чечни Рамзан Кадыров, ранее призывавший российских единоверцев оказывать поддержку рохинджа, написал в своем Instagram, что дополнительные митинги им теперь не нужны. По его мнению, весь мир уже услышал и увидел протест мусульман против притеснений единоверцев Мьянмы.
«Я обращаюсь к своим братьям и сестрам-мусульманам во всей России с просьбой не поддаваться чьей-то агитации и не дать использовать себя в чьих-то интересах», – написал он.
Как сообщало ИА FederalCity, на встрече комитета по национальным отношениям правительства Петербурга с руководством национально-культурных общин было сделано обращение к питерским мусульманам по поводу событий в Мьянме. Собрание попросило их не выходить на несогласованные акции в поддержку рохинджа, назвав их провокациями.
Для ИА FederalCity ситуацию прокомментировал Михаил Тюркин, журналист-международник, историк:
- Конфликт рохинджа с властями Мьянмы происходит за тридевять земель. Нас он касается мало. Так зачем же из-за этих далеких от нашей страны событий ставить под удар межконфессиональный мир в России?.. В частности, между российскими мусульманами и буддистами. Ведь в Российской Федерации, с одной стороны, огромный мусульманский массив – Северный Кавказ и Поволжье, а с другой – три крупных буддийских региона (Калмыкия, Бурятия и Тува). И история показала, что нарушение межконфессионального и межнационального мира может иметь самые печальные последствия. Поэтому принимать сторону в этом конфликте – значит, подкладывать мину под наше государство.
Не исключено, что противостояние между буддистами и мусульманами в Мьянме раздувается извне. Как неспроста раскручивается и медийная кампания по поводу этих действительно страшных событий. Не стоит забывать, что Мьянма в последнее время является союзником Китая, а Китай планирует выйти через неё к Индийскому океану. Но вот какое «чудесное» совпадение: стоит только Пекину активизироваться в каком-либо регионе, как против него моментально разыгрывают «мусульманскую карту»! То уйгуры поднимут голову после Олимпиады, то пуштуны развернут кипучую деятельность в союзном Пакистане. Нельзя не вспомнить и о малайцах в Таиланде, в котором китайцы собираются построить канал и связать им два океана.
В этой ситуации поневоле вспомнишь и идеи американского политолога Сэмюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций. Если в ХХ веке, писал он, шли войны между светскими идеологиями (демократия против коммунизма), то в XXI веке на первый план должны конфликты на религиозной и культурной почве. Такое ощущение, что страны и народы пытаются стравить друг с другом, играя на религиозных чувствах миллионов людей. Впрочем, в этой стратегии нет ничего нового, кроме банального «разделяй и властвуй»! Но зачем же нам поддаваться на эти провокации? Зачем позволять манипуляторам вбивать клин между российскими мусульманами и российскими буддистами?
Нет, я не хочу сказать, что нужно закрывать глаза на геноцид и массовые убийства. Но если мы проявляем правозащитную принципиальность, то давайте это делать всегда. В Йемене саудовская армия уничтожает местное население (правоверных мусульман!) и не пускает в зону боевых действий СМИ и гуманитарные организации – и где митинги у саудовского посольства? Натовские военные стреляют по мирным жителям в Афганистане – почему никто не гонит истерическую волну в социальных сетях? К сожалению, гуманитарные катастрофы происходят сегодня в очень многих странах. Но давить на нашу жалость и лить крокодильи слёзы СМИ начинают только тогда, когда это нужно их владельцам.
Все это, конечно, звучит цинично. Но такие вещи нужно объяснять, если мы не хотим стать пешками в чужих играх. Задача России – любой ценой сохранять внутри себя межконфессиональный мир, а на мировой арене – способствовать объединению, а не разобщению народов. А это требует мудрости, взвешенности, прозорливости, а не бурных, скороспелых эмоций.