России нужна госпрограмма по развитию производства лифтов

России нужна госпрограмма по развитию производства лифтов
  Сколько мне еще сидеть в застрявшем лифте?! Фото: stock.adobe.com

После того, как один из ведущих мировых производителей лифтов, компания «Kone Oy», покинула российский рынок в рамках западных санкций, а другой, «Otis Elevator Company», приостановил прием новых заказов на поставку лифтового и эскалаторного оборудования, ситуация с созданием и ремонтом лифтов в нашей стране стала довольно напряженной, а попытки отечественных компаний, выпускающих такую технику, перекрыть друг другу кислород, которые описывало FederalCity, усугубило проблемы еще сильнее. Генеральный директор компании «МЭП Русьлифт», производящей подъемные механизмы, Константин Чучаев тоже обеспокоен состоянием современных лифтов, которые нуждаются в ремонте и для которых не хватает запасных частей. 

С начала 2022 года производство лифтового оборудования в России снизилось на 37%, что очень печально на фоне роста числа многоэтажных домов и наличия более 500 тысяч лифтов, уже установленных в жилых зданиях по всей стране и имеющих разную степень изношенности. Лифт – очень непростой механизм, требующий постоянного технического обслуживания с заменой, при необходимости, вышедших из строя деталей, с поставками которых сегодня имеются большие проблемы. Конечно, существуют в РФ и лифты отечественного производства, причем их даже больше, чем зарубежных – около 70%. Но они на 30% состоят из западных комплектующих – это довольно много, особенно, если учесть, что без именно этих узлов лифт работать не будет. Например, в России не выпускаются лебедки, а также различная электроника для подъемных механизмов, генераторы, главные приводы и редукторы. 

Здание "Cone Oy" в Финляндии. Фото: Википедия 

Как рассказал в интервью агентству новостей «Строительный бизнес» Константин Чучаев, плановый ремонт или замена каждый год требуется 46 тысячам лифтов. При этом именно планово такой ремонт, в отличие от времен СССР, сейчас не делается – все работы производятся только по факту поломки. Складов запасных частей для лифтов теперь тоже нет, так что ремонтные организации должны быстро закупать вышедшие из строя механизмы и оперативно производить их замену. Но как уже было сказано, купить необходимые детали, да еще быстро, в настоящее время практически невозможно. В результате приходится заниматься не заменой, а ремонтом изношенных запчастей, чтобы не оставлять надолго без лифтов жителей высотных домов. 

Конечно, есть надежда, что такая ситуация временная. Все-таки, некоторое количество заводов по производству подъемного оборудования и их комплектующих в России есть, например, Московский Карачаевский механический завод, Могилевский лифтостроительный завод или завод в Ижевске. Однако мощности этих заводов ограничены, и заказчикам приходится ждать новых лифтов по нескольку месяцев. 

Могилевский лифтостроительный завод. Фото: Википедия 

- России нужна государственная программа по развитию лифтовой отрасли, по строительству новых заводов, - уверен Чучаев. 

Сейчас в РФ идут поставки запасных частей для лифтов из Китая, где работает 90 заводов, выпускают миллион «подъемников» в год. Но сотрудничество с КНР под давлением запада тоже может в любой момент прекратиться, и тогда России в это плане придется рассчитывать только на собственные производства. В первую очередь это может сказаться на безопасности пользования лифтами, ведь старые отремонтированные детали отличаются от новых меньшей надежностью. Правда, гендиректор «Русьлифта» считает, что в этом плане все не так страшно, как кажется.

- Я не думаю, что людям станет опасно ездить на лифтах или лифты начнут массово падать – это все преувеличено, это исключительные случаи, - заявил он. – Я бы сказал, что будет некоторый дискомфорт – двери будут закрываться со скрипом, лебедка будет работать с небольшими рывками. 

FederalCity освещало несколько таких «исключительных случаев» падения лифтов в московских новостройках, причем в некоторых их них находившиеся в кабинах люди получили серьезные травмы. Так что расширять отечественное производство подъемных механизмов действительно необходимо как можно скорее, чтобы люди не боялись заходить в лифтовые кабины. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен