«Научная карьера» надсмотрщика или интернет-скандалиста

«Научная карьера» надсмотрщика или интернет-скандалиста
  Многие сбежавшие из России ученые заниматься наукой больше не смогли. Фото: ru.freepik.com

FederalCity продолжает освещать историю «утечки мозгов» из России в ХХ веке. Далеко не всем ученым, уехавшим из нашей страны за рубеж в надежде на более комфортную жизнь и работу в своей научной области, удалось реализовать свои планы. Многие, приехав на новое место, внезапно узнавали, что там их вовсе не ждали и работы для них нет, причем такое могло случиться, даже если человек обо всем договорился до эмиграции. В результате российский ученый мог стать американским разнорабочим, или британским продавцом, или еще каким-нибудь неквалифицированным рабочим. У некоторых, как, например, у Станислава Курилова, такие неприятности длились определенное время, но, в конце концов, заканчивались, другим повезло меньше. 

Часть таких неудачливых ученых-эмигрантов, оказавшихся за границей не у дел, сумели через какое-то время найти не очень тяжелую работу, более-менее близкую к их специальности, но не имеющую отношения к научным исследованиям. Некоторым удалось устроиться в вузы преподавателями, иногда даже по своему основному предмету или по смежным дисциплинам – так было, например, с физиком Романом Винокуром, в 90-е годы уехавшим из России в Калифорнию. До отъезда он успел опубликовать немало интересных статей в серьезных научных журналах, однако на новом месте ему пришлось долго пробиваться на «место под солнцем». Некоторое время Винокур читал лекции в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, а сейчас вышел на пенсию и на словах утверждает, что всем в своей жизни доволен, однако основную часть времени он проводит на русскоязычных сайтах в интернете, где постоянно пишет о том, как прекрасна жизнь в Америке и как глупы все жители России, нежелающие туда уехать. 

Территория Калифорнийского университета. Фото: Википедия 

С теми, кто пытается ему возражать, Роман Винокур начинает самую настоящую информационную войну, оставляя к любым их высказываниям комментарии о «благословенной Америке» и поливая грязью свою бывшую родину – подобные высказывания от него можно получить даже в ответ на упоминание плохой погоды в России или на жалобы на какие-нибудь личные проблемы.  В некоторых местах он нашел единомышленников, всячески ему подпевающих – по большей части, тоже эмигрантов, из других его выгоняют патриотически настроенные жители РФ, но он упорно возвращается туда, продолжая убеждать всех в своей правоте и нередко тратя на это по многу часов в сутки. Что заставляет сомневаться в том, что он так уж счастлив в Калифорнии – ведь счастливый человек не будет при каждом удобном случае пытаться всем доказать, что у него все хорошо. 

В похожей ситуации оказалась психолог Ольга Бермант-Полякова, уехавшая в перестроечные годы в Израиль и создавшая там семью, а потом решившая развестись с мужем и вернуться и обнаружившая, что, по местным законам, она не сможет забрать с собой детей – уехать домой означало расстаться с ними, в лучшем случае, до их совершеннолетия, а возможно, и навсегда. Ей пришлось остаться в Израиле и искать там работу по любой относительно близкой к психологии специальности и, в конечном итоге, она стала заниматься помощью другим выходцам из России, не знающих иврит, в составлении документов. 

Ольга Бермант-Полякова. Фото: ее дзен-канал 

Чтобы все-таки состояться, как исследователь, Бермант-Полякова создала в интернете психологическое сообщество, в котором практические психологи оказывали помощь обратившимся туда людям, а сама она изучала на их примерах различные личностные психотипы. Однако нервная обстановка, в которой жила основательница этого сообщества, стала сказываться на ее деятельности: она начала срывать на клиентах плохое настроение и делать совершенно неподобающие для представителя ее профессии заявления – например, о том, что «все хирурги – плохие мужья, тиранящие своих жен» или о том, что человек, имеющий разногласия с родителями и не торопящийся заводить собственную семью, обязан первым делом заявлять каждому встречному: «Я разорвал все связи с семьей, и я бобыль!» 

После нескольких таких высказываний и скандалов с клиентами, а также с другими психологами Ольгу Бермант-Полякову удалили из числа руководителей ею же открытого сообщества. Она создала другое подобное объединение, но доступ туда есть только у тех, кто был на ее стороне во время конфликта в первом сообществе – тем, кто был против ее, а также новым людям, вообще ничего не знающим об этой истории, попасть туда невозможно. В результате второе сообщество оказалось совсем малочисленным, и изучать там особо нечего, так как все участники давно друг друга знают. Да к тому же, число их постоянно уменьшается, так как руководительница продолжает срываться на собеседниках, и они покидают это «гостеприимное» место. 

Современным эмигрантам, не нашедшим работы по специальности, часто остается только скандалить в интернете. Фото: ru.freepik.com 

Но если перечисленные выше российские эмигранты, по крайней мере, работают или работали до пенсии в сферах, близких к их изначальным специальностям, пусть и не совсем так, как им мечталось, то некоторым другим уехавшим в 90-е годы ученым повезло еще меньше – им пришлось полностью сменить сферу деятельности. Как правило, не нашедшим работу по специальности приезжим приходилось заниматься низкоквалифицированным трудом. Кто-то шел в сферу услуг, кто-то вставал за прилавок, кто-то становился уборщиком, а одному выпускнику географического факультета МГУ пришлось освоить совсем «экзотическую» профессию – надсмотрщика на алмазных приисках

- Он окончил кафедру гляциологии, был хорошим специалистом по изучению ледников, - рассказывает другой выпускник этого факультета Александр Путятин. – В 1990 году, как многие из наших, стал искать работу по специальности в Европе или Америке. Но что-то там не сложилось. Зато нашлась вакансия в ЮАР – в фирме, изучающей антарктические льды. Условия были неплохие, но пока  он оформлял бумаги, пока добирался до места, фирма свернула программу исследований. Устроиться еще куда-то гляциологом не удалось. 

Горы в ЮАР, где добываются алмазы. Фото: Википедия 

В то время в ЮАР шла реформа политической системы, которая завершилась в 1994 году полной отменой апартеида. Экономику лихорадило. Особенно тяжело пришлось наукоемким отраслям. Искать работу грузчика, продавца или уборщика было просто опасно. Ведь рынок неквалифицированного труда в эти годы полностью занят местными чернокожими жителями, и европейца. покусившегося на их рабочие места могли убить в первый же день работы. 

- А из неквалифицированных специальностей для белых нашлась только вакансия бригадира на приисках. О том, что в задачу «бригадира» входит «стимуляция рабочих к труду», для чего выдается внушительных размеров дубина, он узнал уже после оформления на работу. Но деваться-то было некуда, - вспоминает Путятин. - Вот такая получилась «научная карьера в цивилизованном мире»…


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен