Уехать, чтобы вернуться

Уехать, чтобы вернуться
  Поработал за рубежом - пора собираться домой... Фото: ru.freepic.com

Как уже сообщало FederalCity, 90-е годы прошлого века ознаменовались отъездом из России множества людей, включая и специалистов в различных научных областях. Но далеко не все уехавшие остались в других странах навсегда – часть эмигрантов, включая и ученых, впоследствии вернулись домой. Некоторые – потому что не смогли устроиться за рубежом, другие – потому что изначально собирались поработать там временно и не хотели навечно расставаться с родиной, третьи - потому что изменили свое отношение к родной стране. 

Химик и минералог Артем Органов после окончания геологического факультета МГУ уехал из России в Великобританию в 1998 году, во время экономического кризиса, и поступил в аспирантуру Университетского колледжа Лондона. Там он защитил кандидатскую диссертацию и некоторое время занимался исследованиями, потом переехал в Швейцарию, где защитил докторскую, а потом в США, где получил звание профессора. И все это время он, по его собственному признанию, сожалел о своем отъезде. 

Здание Университетского колледжа Лондона. Фото: Википедия 

- В юности я был западником. Мне казалось, что все хорошее – на западе, и поэтому нечего мне, такому замечательному, делать в этой ужасной стране, - вспоминает ученый. – Но с тех пор мои взгляды очень сильно изменились, я понял, что мне необходимо принять свою страну и полюбить ее. 

В 2013 году Органов, продолжая работать в Америке, открыл исследовательскую лабораторию в России, а через год вернулся в РФ, и с тех пор занимается наукой в Сколковском институте науки и технологий. По его мнению, наука в современной России находится в гораздо лучшем состоянии, чем в конце ХХ века, и сам он старается сделать так, чтобы она процветала еще больше. 

Артем Органов. Фото: Википедия 

Похожим образом складывается жизнь и других молодых российских ученых, таких как биологи и генетики Егор Базыкин, шесть лет проработавший в Принстонском университете в США, и Ирена Артамонова, некоторое время занимавшаяся исследованиями в Институте биоинформатики Национального центра окружающей среды и здоровья в Мюнхене. Базыкин вернулся в Россию в 2007 году, Артамонова – в 2008-м, и оба теперь возглавляют исследовательские группы в Институте молекулярной генетики РАН. Оба ученых не скрывают, что в России довольно трудно заниматься наукой из-за сильной забюрократизированности, но о том, что не остались за границей, не жалеют. 

А были среди российских ученых и те, кто изначально планировал уехать в другие страны только на время, максимум на несколько лет, чтобы не прерывать свои исследования и не терять квалификацию, пережидая тяжелый перестроечный период. Об одном таком специалисте, метеорологе Андрее Шмакине, вспоминает его друг Александр Путятин

- Андрей работал в Институте географии Российской Академии Наук. В середине 1990-х годов американские коллеги предложили ему контракт с Принстонским университетом. В то время по нашей специальности – математическому моделированию атмосферных процессов – это был самый авторитетный научный центр. Две трети новых методик выходили в мир из стен Принстона.  

Здание Сколковского института науки и технологий. Фото: Википедия 

Сначала со Шмакиным, как обычно, подписали контракт на один год, затем его продлили еще на два, и когда этот срок подходил к концу, ему предложили оформить долгосрочное соглашение. Но ученый ответил, что у него уже собраны вещи и лежит в кармане билет до Москвы. Потому что кризис с вычислительной техникой в России к тому времени завершился. В научных центрах снова появились суперкомпьютеры, и можно было продолжить исследования дома. 

- Коллеги-принстонцы были в шоке, - рассказал Путятин. – Они представить себе не могли, что из университета, куда мечтают попасть лучшие метеорологи мира, можно уехать добровольно. И куда? В нищую Россию. Решили, что он просто набивает себе цену. Сначала уговаривали «не дурить», потом пообещали улучшить условия контракта. Но Андрей объяснил, что в США он приезжал, чтобы сохранить квалификацию и не отстать от научного сообщества в те годы, когда дома работать по специальности было практически нельзя. Теперь же пик кризиса остался позади. В Москве заниматься исследованиями по-прежнему было намного сложнее, чем в Принстоне, но это было в принципе возможно… Пришла пора возвращаться. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен