Германия столкнулась с надвигающейся угрозой деиндустриализации

Германия столкнулась с надвигающейся угрозой деиндустриализации
  Ждет ли немецкие заводы такое будущее? Фото: ru.freepic.com

Экономические проблемы в Германии, которые освещает FederalCity, могут оказаться еще более серьезными и иметь еще более страшные последствия для страны, чем казалось до сих пор. Так, по крайней мере, считает британская газета «The Economist»

В вышедшей в октябре 1945 года книге «Германия – наша проблема» Генри Моргентау, который в был тогда министром финансов США, автор подробно описывает и обосновывает свой проект лишить послевоенную Германию промышленного производства, предоставив ей возможность развиваться только в сельскохозяйственной отрасли. Это радикальное предложение оказывало некоторое влияние на планы союзников по послевоенному переустройству Германии вплоть до середины 1947 года, однако так и не было реализовано.

Эмблема "Index DAX 30". Фото: Википедия 

С тех пор прошло почти 80 лет. И сегодня, превращая природный газ, на котором основана мощная промышленная база Германии, в оружие, Владимир Путин может частично реализовать план Моргентау, в буквальном смысле разрушив четвертую по величине экономику мира у третьего по величине экспортера товаров. Также этому может поспособствовать серьезный экономический спад крупнейшего торгового партнера Германии – Китая, в прошлом году закупившего немецких товаров на 100 миллиардов евро, а сегодня сократившего закупки. В результате, немецкая национальная бизнес-модель, в большей степени построенная на дешевой российской энергии и обильном китайском спросе, в настоящий момент подвергается серьезному испытанию. 

Надо отметить, что последствия этого для многих ведущих компаний Германии могут быть ужасными. С начала года акции компаний, входящих в фондовый индекс «Index DAX 30», упали на 27%, пострадав почти вдвое сильнее, чем акции подобных организаций в других странах, таких как США и Великобритания

Эмблема BDI. Фото: Википедия 

- Само существование нашей промышленности сегодня находится под угрозой, - предупредил в прошлом месяце глава ассоциации немецких промышленников BDI Зигфрид Руссвурм

Он назвал сложившуюся ситуацию «токсичной» для большого количества немецких предприятий, добавив, что от нее, учитывая всесторонние тесные контакты Германии с другими государствами, может пострадать и остальной мир с развитой промышленностью. 

Очевидно, что самой серьезной проблемой немецкой промышленности является неуклонно растущая цена на энергоносители. По мнению BDI, на следующий год затраты на электроэнергию вырастут в 15 раз, а на газ – в 10. Уже в июле этого года потребление промышленностью газа сократилась на 21% в сравнении с тем же месяцем прошлого года, причем не благодаря ее более эффективному использованию, а из-за резкого сокращения объема производства. Такая ситуация нашла свое отражение в пересмотре прогноза роста ВВП Германии аналитиками Кильского института мировой экономики. По их мнению, в 2022 году рост ВВП этой страны составит всего 1,4%, что на 0,7 процентных пункта меньше ожидаемого ранее. А в 2023 году на фоне растущей инфляции немецкая экономика сократится еще больше. 

Здание Кильского института. Фото: Википедия 

В настоящий момент в Германии сильнее всего пострадали небольшие фирмы. Согласно июльскому опросу консалтинговой компании «FTI Andersch», проведенному среди 100 ранее стабильных немецких компаний с численностью сотрудников менее 1000 человек, именно они сегодня испытывают самые большие трудности. Почти 25% таких фирм уже начали частично или полностью отменять заказы, сокращая производство. В более крупных компаниях этот показатель составляет только 11%. Представьте, в стране, где производится более 3 тысяч видов хлебобулочных изделий, около 10 тысяч производителей этого важного продукта испытывают сегодня такие трудности, с какими они никогда не сталкивались в течение всего послевоенного периода. И это понятно – для производства им нужны электричество и газ, затраты на которые сильно возросли вместе с ростом цен на муку, сахар и масло и необходимостью повышения зарплат работающим сотрудникам, что в такой ситуации просто невозможно. И как результат: многие пекарни испытывают острую нехватку персонала, а также любыми способами пытаются экономить электроэнергию. 

Другое недавнее исследование, проведенное BDI среди 600 средних по размеру компаний показало, что из-за высоких затрат почти 20% опрошенных подумывает о переносе части или всего своего производства в другую страну, а 40% заявили, что им придется подождать с инвестициями в более экологичные методы производства. 

Одна из фабрик компании "BASF". Фото: Википедия 

Крупные и более энергоемкие предприятия, особенно в химической промышленности или в сталелитейном производстве, кроме аналогичных проблем, сталкиваются еще с жесткой конкуренцией с производителями из других стран, где стоимость энергии существенно ниже. Например, химический гигант «BASF», использующий природный газ не только для получения энергии, но и в качестве сырья, уже сократил производство и, скорее всего, вынужден будет сокращать его и в дальнейшем. А компания «ThyssenKrupp», крупный производитель стали, с января потеряла уже половину своей рыночной стоимости. 

Конечно, крупные транснациональные корпорации имеют заводы в других странах, где энергия стоит дешевле, но «BASF» и многие другие продолжают производить свою продукцию в Германии. И даже если стоимость сырья снизится и правительство, как оно обещало, придет на помощь, проблема полностью не исчезнет. В частности, многие компании уже готовятся к жестокому раунду ежегодных переговоров с влиятельными профсоюзами Германии об уровне заработной платы. У некоторых такие обсуждения должны начаться совсем скоро, например, приближаются переговоры между «IG Metall», крупнейшим профсоюзом Германии, и работодателями в мощной автомобильной промышленности. Если основываться на прогнозе Фердинанда Дуденхоффера из аналитического центра «Centre Automotive Research», профсоюз не согласится на повышение зарплат меньше, чем на 8%

Здания компании "ThyssenKrupp" в Эссене. Фото: Википедия 

Для производителей становится все труднее и перекладывать свои возросшие затраты на потребителей. Именно так произошло с компанией «Hackle», крупнейшим производителем туалетной бумаги. После того, как рост производственных затрат стал просто огромным, она объявила о банкротстве, так как повысить стоимость своей продукции до приемлемого для ее выживания уровня было абсолютно невозможно. Несколько иная, но во многом схожая ситуация сложилась и в автопроме. После прошедших «тучных» лет портфель заказов автопроизводителей сегодня неуклонно сокращается, поскольку инфляция «прожигает дыру» в кошельках покупателей автомобилей. А прогноз Дуденхоффера показывает, что следующие два-три года точно будут скудными. 

Автомобильным компаниям достаточно трудно быстро модифицировать производственные процессы. Им легче сократить расходы на администрирование, а также на исследования и будущие разработки. А потому участь новых электрических и самоуправляемых автомобилей, скорее всего, предрешена.  Хотя, конечно, некоторые производители машин, так же, как и их коллеги из других областей экономики, перенесут производство в страны с более низкими издержками. 

Здания профсоюза "IG Metall" во Франкфурте-на-Майне. Фото: Википедия 

Хольгер Шмидинг, главный экономист частного банка «Berenberg», прогнозирует, что лишь 2-3% промышленных компаний Германии, использующих энергоемкие производственные процессы, переедут за границу, несмотря на то, что высокие цены на энергоносители, вероятнее всего, сохранятся еще долгие годы. Большинство компаний просто сократят производство, как минимум, в ближайшие два года. «ArcelorMittal», еще один сталелитейный гигант, уже объявил, что планирует полностью прекратить производство на двух заводах, расположенных на севере Германии, а всех сотрудников отправить в бессрочный отпуск. Похожая ситуация наблюдается у крупнейшего в Германии производителя аммиака и карбамида, «Stickstoffwerke Piesteritz», который закрыл свои заводы по производству аммиака в Саксонии-Анхальт

Чтобы представить, как сокращение производства отражается на цепочках поставок, рассмотрим только один пример. Остановка «BASF» вызвала нехватку реагента «AdBlue» - продукта, который имеет решающее значение для очистки дизельных двигателей грузовых машин - а именно такие автомобили помогают Германии поддерживать связь с зарубежными странами. 

- Германию может снести экономическая лавина, - предупреждает Стефан Кутс из Кильского института. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен