На днях Санкт-Петербург получил очередной кредит из федерального бюджета на строительство новых станций метрополитена, анонсированных губернатором Александром Бегловым. Однако несмотря на внушительную сумму, направленную Москвой, вероятность реализации обещаний градоначальника по строительству 89 станций мала.
Рейдерство и отсутствие «Надежды»
Одной из первых причин, вызывающих сомнение в возможности открытия новых станций метрополитена в Петербурге, являются громкие скандалы, связанные с монополистом – «Метростроем северной столицы».
Напомним, в прошлом году его предшественник, «Метрострой», был признан банкротом в связи с многомиллиардными долгами. Несмотря на то, что компания имела стратегическое значение, в Смольном решили не оказывать ей помощи, а передать имеющиеся технологии, оборудование и персонал новой – «Метрострою северной столицы».
СМИ и эксперты не исключали, что «титана» петербургского метростроительства могли обанкротить намерено при участии интересантов из Смольного. Сообщалось, что управление организацией было «перехвачено» при помощи экс-вице-губернатора Максима Соколова, а саму компанию планомерно подвели под банкротство.
Протестная акция работников петербургского "Метростроя" у Смольного в 2018 году. Источник: ТГ-канал "Протестный Петербург"
Несмотря на то, что де-факто место монополиста в сфере метростроя теперь занимает МССС, споры между двумя организациями продолжаются в судах. Речь идет об оспаривании уставного капитала нового игрока его предшественником. Более того, формально «Метрострой северной столицы» не владеет никаким оборудованием, а арендует его у «Метростроя». Техника, находящаяся в залоге у банка «ФК Открытие», подлежит реализации, однако и здесь не обошлось без трудностей. В начале октября стало известно, что соответствующие торги не состоялись уже во второй раз. Всего планировалось реализовать 126 единиц оборудования одним лотом стоимостью почти 706 млн рублей, но интересантов на нее так и не нашлось. Среди возможных причин называется наличие устаревших образцов, которые могут заинтересовать лишь МССС, а она на данный момент все еще находится в состоянии затяжных судебных процессов.
Кроме того, ранее «Метрострой северной столицы» в пятый раз не смог успешно провести торги, касающиеся закупки оборудования для важнейшей техники – проходческого комплекса S-782 Herrenknecht, а точнее для его основной детали, проходческого щита «Надежда», без которого невозможно реализовать проекты двух линий метрополитена. По итогам сентября поставщиков запчастей не нашлось. Именно под работу данного оборудования спроектированы продолжения «зеленой» и «фиолетовой» веток. Это ставит под вопрос возможность реализации в срок строительных работ и, соответственно, открытия новых станций.
Строительство метро в Петербурге. Источник: metrostroy-spb.ru
Ни денег, ни планирования
Кроме перечисленных явных причин сомневаться в возможностях МССС и реализации обещаний Беглова, необходимо отметить и иные не менее важные факторы. Например, резкое сокращение Смольным бюджета на строительство метрополитена и проблемы с отсутствием перспективного планирования в данном направлении.
Что касается первого, несмотря на выделение федеральных средств в размере 8 млрд 11 млн 267 тысяч рублей, общая сумма, предусмотренная на строительство петербургской «подземки», значительно сократилась. В прошлом году в рамках бюджета на плановый период 2023 года было заложено порядка 55 млрд рублей. Однако уже сейчас в рамках проекта бюджета на 2023 и плановые 2024 и 2025 годы расходы сократились до 30 млрд рублей. С учетом выделенных Москвой средств общая сумма «дефицита» расходов в следующем году от планированных объемов составила 17 млрд. В конечном итоге петербургское метростроительство потеряло крупную сумму.
Не стоит забывать, что 8 млрд из федерального бюджета были предоставлены в рамках инфраструктурного бюджетного кредита, то есть эти средства придется отдавать. На сегодняшний день общий долг Петербурга перед Москвой уже составляет более 90 млрд рублей. СМИ отмечают, что постоянно растущий при губернаторе Беглове долг придется отдавать не одному поколению жителей северной столицы.
Строительство метро в Петербурге. Источник: metrostroy-spb.ru
Еще одним серьезным структурным препятствием для появления новых станций метро в Петербурге является отсутствие грамотного перспективного планирования. На разработку, экспертизы и согласование проектной документации для новых станций в общей сложности уходит не менее 5 лет. Известны случаи, когда данный процесс занимал до 10 лет, как в случае с проектом Красносельско-Калининской линии. За этот срок проекты устаревают и требуют доработок и согласований, которые могут длиться бесконечно. Без кардинального пересмотра всей системы и подходов к ней вырваться из «замкнутого круга» невозможно, как и объективно заявлять о планах строительства с обозначением сроков.
Неудивительно, что многие эксперты называют планы Беглова по открытию 89 новых станций к 2050 году «научной фантастикой» в ближайшей перспективе.
На сегодняшний день все объективные данные указывают на стагнацию развития и реализации необходимого числа новых станций метро в Петербурге. А все «победы» Смольного и Беглова – не более, чем медийный шум и попытка имитации «бурной деятельности» в инфополе.