Электронные площадки для госзакупок создают дефицит медикаментов

Электронные площадки для госзакупок создают дефицит медикаментов
  В мире производится множество лекарств, но аптекам не всегда легко их закупить. Фото: ru.freepic.com

В московских аптеках все чаще наблюдается дефицит тех или иных лекарств – на это жалуются и покупатели, и сами провизоры. Ранее FederalCity уже освещало некоторые аспекты этой проблемы – те случаи, когда людям сложно получить льготные препараты, и те, когда не хватает привычных недорогих медикаментов, например, антибиотиков, потому что на них резко вырос спрос. Но на самом деле проблема намного шире: часто в аптеке нет товаров из-за сложностей с их оптовой закупкой

Дело в том, что сейчас ни одна государственная структура не может закупить ни одной вещи, от карандаша до сложного дорогостоящего оборудования, без объявления торгов. Все госзакупки проводятся на специальных электронных площадках, а кроме того, существуют так называемые электронные информационные системы, призванные помогать заказчикам взаимодействовать с поставщиками, существенно уменьшать бумажную волокиту и таким образом повышать производительность труда, как продавцов, так и покупателей. 

Этого препарата тоже нет - во время его покупки ЕИС зависла. Фото: ru.freepic.com 

На первый взгляд возможность получения всей связанной с закупками информации в электронном виде – это благо для всех участников процесса. Однако на практике все оказывается далеко не так радужно. Наличие нескольких информационных систем, дублирующих друг друга, многочисленные требования к внесению в системы одних и тех же документов, зачастую абсолютно не нужных, на фоне отсутствия обмена данными между ними, а также часто возникающих неполадок в их работе нередко приводят к обратному результату. 

С 2018 года для заказчиков и поставщиков Московской области работает информационная система ПИК ЕАСУЗПортал исполнения контрактов единой автоматизированной системы управления закупками, в которой заказчиками выступают госструктуры всех уровней, включая и муниципальные. Основная ее цель – не только заключение контрактов на конкурсной основе, но и контроль за их выполнением, причем на каждом этапе, а также отслеживание всех заявок и предложений. Вся требуемая от потенциального поставщика документация размещается на портале в электронном виде с электронными же подписями, и в таком же формате заключаются контракты. 

Однако существует еще Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), которая охватывает все проводимые в России госзакупки в соответствии с федеральными законами № 44 и № 223. На этом портале также размещаются все сведения о госзакупках, и все поставщики, работающие с государственными структурами, могут бесплатно получить на нем всю информацию о торгах. 

И как теперь удалить документ с ошибкой? Фото: ru.freepic.com 

Авторы идеи создания ЕИС предполагали, что в результате открытости информации, коррупция в процессе госзакупок будет сведена к минимуму. Непосредственно торги на портале не проводятся, для этого существуют специализированные площадки, но для участия в торгах потенциальный поставщик обязательно должен быть на нем зарегистрирован. 

Таким образом, для поставщиков и заказчиков, работающих в Московской области, существует и ЕИС, и ПИК ЕАСУЗ, две информационные системы. Причем, согласно постановлению правительства МО от 27 декабря 2013 года № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд», заказчики и поставщики обязаны проводить через ПИК весь документооборот в процессе исполнения контрактов. Однако многие участники госзакупок жалуются, что эта система слишком сложна и понять весь ее функционал не в состоянии даже опытные в таких делах специалисты. Заказчику в данной ситуации проще: он может воспользоваться помощью главного распорядителя бюджетных средств, а вот поставщик, у которого возникают вопросы, остается с ними один на один. В результате часто срываются сроки наполнения ПИК документами, и поставщику приходится платить штрафы и неустойки. 

Иногда собирать документы в бумажном виде было проще... Фото: ru.freepic.com 

Вызывает неудобства и то, что одни и те же действия должны быть сделаны в двух информационных системах. А в ЕИС еще и нет возможности удалить размещенный там документ с ошибкой или вообще все документы, если заказчик решил вернуть отгруженный ему по контракту товар. Таких ненужных документов скапливается в системе огромное количество, и это делает ее использование еще более неудобным, так как перегруженный лишней информацией портал начинает просто-напросто «зависать». 

Но и это еще не самое страшное. Ко всему прочему, загрузить вместо ошибочного документа другой, уже без ошибки, на ЕИС невозможно. Но пока не закончен один этап отгрузки, невозможно начать следующий – а закончить предыдущий нельзя, пока не исправлена ошибка. Из-за этого заказчик не может оплатить и получить нужный товар, в том числе необходимые людям лекарственные препараты. В результате пациенты останутся без лечения, а продавец может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков, что поставит крест на его работе с госструктурами на два года. 

Логотип Минпромторга РФ. Фото: Википедия 

Дополнительные проблемы создает и излишняя бюрократия. Например, при желании участвовать в конкурсе на поставку лекарств, претендент обязан загрузить в системы копии регистрационных удостоверений на каждое средство, хотя вся подобная информация есть в открытых источниках – государственных реестрах. То же самое и с необходимостью указать страну-изготовителя медикамента и приложить либо сертификат, либо заключение Министерства промышленности и торговли РФ. Причем ошибки, допущенные при выполнении этих условий, иногда приводят к абсурдным результатам. Например, поставщик, указавший российского производителя и предоставивший сертификат на более дорогое лекарство, побеждает в конкурсе поставщика более дешевого препарата, не указавшего, что этот препарат тоже произведен в России. В этом случае дешевый медикамент будет автоматически считаться импортным, и в приоритете окажется более дорогое средство. 

А это уже значит, что на полки аптек попадет дорогой лекарственный препарат, а у заказчика останется меньше денег для дальнейших закупок. То есть, крайними в итоге окажутся рядовые российские граждане, покупающие медикаменты для собственных нужд. 

Всего этого можно было бы избежать, если убрать избыточные требования и уменьшить бюрократию при закупках лекарств, о чем давно и настойчиво просят все участники рынка. Но разобраться с этими проблемами чиновники даже не пытаются – как и с другими проблемами, связанными с цифровизацией, о которых ранее сообщало FederalCity.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен