«Достать ножи: Стеклянная луковица»: «Джоконда» гибнет в огне «повесточки»

«Достать ножи: Стеклянная луковица»: «Джоконда» гибнет в огне «повесточки»
  Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

На мировые экраны вышел фильм, сложное идиоматическое название которого в русском переводе передано как «Достать ножи: Стеклянная луковица». Режиссер Райан Джонсон создал сиквел своего знаменитого кинодетектива «Достать ножи», в свое время взорвавшего кинотеатры. Расследования детектива Бенуа Блана идут теперь под эгидой стримингового сервиса Netflix, приобретшего права на два сиквела. 

В Интернете, особенно, его западных сегментах, уже появились сотни восторженных отзывов на новый фильм. Еще до того – по итогам предварительных показов – лента была буквально обвешана всевозможными наградами и победами в престижных конкурсах. Эпитеты «шедевр» и «фантастика» обильно извергаются со страниц СМИ и блогов. И столь гипертрофированная реакция невольно вызывает ощущение какой-то фальши.

Ибо вторая часть очевидным образом вышла намного хуже, чем первая – почти во всех отношениях. Похвалить «Стеклянную луковицу» можно разве что лишь за отличную операторскую работу. Однако не покидает ощущение, что красивая картинка, яркие спецэффекты и непрестанная беготня персонажей имеют целью замаскировать сюжетное убожество.

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

А ведь головокружительный сюжет – именно то, чем подкупал и завораживал первый фильм, в котором традиционный английский детектив подвергся переосмыслению до полного выворачивания наизнанку, и при этом с начала до конца держал зрителей в напряжении и изумлении перед своими причудливыми поворотами.

Детективная же составляющая второй части примитивна (следует предупредить, что далее последуют спойлеры). Достаточно упомянуть, что убийцей оказался именно тот персонаж, которому преступление было более всех остальных выгодно, самый несимпатичный (хотя героев симпатичных там практически и нет), следовательно, наиболее подозрительный. 

Что до сюжетных поворотов, попытки их в сиквеле есть, однако никакого «вау-эффекта» они не имеют – разве что для зрителей, мало знакомых с детективным жанром. Ибо большинство из этих твистов: и появление брата-близнеца (сестры в данном случае) жертвы убийства, и попытка злодея замаскировать под неудачное покушение на него убийство другого человека, и практически все прочие известны давным-давно. Например, трюк с важным письмом, которое «прячут» у всех на виду, был описан еще отцом детективного жанра Эдгаром Алланом По.

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

Но, в конце концов, использование приемов предшественников для постмодернистского произведения прегрешение невеликое. Гораздо хуже выглядит «идеологическое» наполнение картины – имеется в виду пресловутая «повесточка». В первом фильме ее практически не было (а если была, то «по делу) – лишь умная и довольно злая сатира на высшие классы американского общества.

Но лишь только права на сиквелы приобрел Netflix, печально знаменитый навязчивым продвижением «повесточки» везде, где это возможно, как режиссер Райан Джонсон заявил, что главный герой – великий детектив Бенуа Блан – является «квир-персоной», попросту говоря, гомосексуалистом, и что, мол, он таким изначально и задумывался, и вообще «это отличная идея». Стоит ли говорить, что на сюжет ориентация Блана не влияет, а в первом фильме его личная жизнь никак не раскрывается, что для главного героя детектива дело обычное.

Однако, очевидно, такого «оммажа» либеральным ценностям Netflix показалось недостаточно – что и неудивительно для сервиса, у которого, например, в другом сериале чернокожая дама выступает в роли предводителя викингов... Так что вопрос «расового разнообразия» Джонсону тоже обойти не удалось.

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

В результате сюжет «Стеклянной луковицы» выглядит примерно так. Сестра-близнец гениальной чернокожей женщины в союзе с детективом-геем превозмогают белого цисгендерного негодяя, укравшегося интеллектуальные достижения той самой женщины и коварно ее убившего. Для этого им всего лишь понадобилось… уничтожить подлинник «Моны Лизы» Да Винчи, который богатый негодяй арендовал у Лувра — чтобы теперь его имя было связано с утратой шедевра.

Можно оставить за скобками фантастичность самой ситуации – для «черной комедии» такое допустимо. И даже не поднимать вопрос о том, что преступный миллиардер Майлз Брон по типажу поразительно напоминает реального Илона Маска. А ведь фильм делали еще до того, как Маск стал в западных либеральных кругах персоной нон-грата, что явно свидетельствует о неслучайности нынешней попытки его «отмены».

Но гораздо интереснее то, как подано сожжение «Джоконды». Положительные герои, радующиеся в финале торжеству справедливости, не выражают ни малейшего сожаления по поводу гибели великого шедевра. А ведь даже в фильме сказано, что это самая известная картина в истории, более того – некий бренд западной культуры вообще. И вот…

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

Складывается впечатление, что «Мона Лиза» для героев не гениальное произведение искусства, а лишь умопомрачительно дорогая вещь, принадлежащая ненавистному богатею, а потому ее следует уничтожить, дабы насолить «классовому врагу». Типично революционный взгляд на вещи. «Время пулям по стенке музеев тенькать», - писал в начале прошлого века Владимир Маяковский, призывая революционеров разрушать всякое «старье» – Рафаэля, Растрелли, памятники Пушкину. Интересно, что в отношении последнего Маяковского услышали нацисты нынешней Украины…

Это лишний раз свидетельствует об истинности теории антисистем Льва Гумилева, одно из положений которой гласит, что деструктивные сообщества, при коренных идеологических различиях, в своей практике сходятся до состояния неразличимости. Касается это и антисистемы либеральной, ибо покушения на великие произведения искусства – уже не в кино, а в реальности, на нынешнем Западе становятся делом привычным. То в ту же «Джоконду» тортом запустят, то приклеятся к картине Ван Гога – все во имя благой цели, борьбы за экологию или еще что-то.

Бросок экологического активиста тортом в "Джоконду". Источник: ТГ-канал "Новости истории и археологии"

Нет сомнения, что, если бы могли, сожгли бы все это «старье» к такой-то матери ради строительства «нового мира» на обломках старого. Конечно, как всегда, ничего не получится, но зато уж повеселятся от души. 

И, возможно, Райан Джонсон – режиссер, без сомнения, очень талантливый, все это прекрасно понимает, и то, что в «Стеклянной луковице» выглядит нарочитой нелепостью, на самом деле скрытая издевка. Недаром, например, экс-Бонд Дэниел Крейг играет Блана совсем не так, как в первом фильме, где великий детектив был, как ему и полагается, деловит, проницателен, интеллектуально жесток и на два шага опережал всех остальных персонажей. А во втором фильме он постоянно «тупит», удивленно пуча глаза и махая руками при виде творящихся безобразий.

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

Заставляет задуматься и финал, в котором герои сперва с упоением крушат произведения искусства в роскошном футуристическом дворце на острове миллиардера в Эгейском море (колыбели западной цивилизации, между прочим). А после вообще взрывают этот дворец, пользуясь тем, что его жизнедеятельность обеспечивается неким экологичным, дешевым, но опасным топливом. Не русским газом, конечно… 

«Ты ждал этого момента, чтобы стать свободным», — звучит песня The Beatles. Великолепный, но хрупкий стеклянный дворец гибнет с замечательной легкостью. В «очищающем огне революции» Мона Лиза – символ этой самой цивилизации – сперва словно бы плачет, как чудотворная икона, а потом исчезает бесследно. Финиш. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен