Последние несколько дней тема возможной прокладки транспортного перехода через Севастопольскую бухту – в центре внимания СМИ, как региональных, так и федеральных. Наш собеседник - эксперт ИА FederalCity, заслуженный строитель АРК Альберт Смелянский.
- Альберт Семенович, уже очень многие высказывались по поводу возможности, или – наоборот – нереальности прокладки перехода, который бы связал Северную и Южную сторону города. Что вы можете сказать по этому поводу?- Что же тут сказать – благое, как говорится, дело. Тому, кто сможет на практике реализовать эту задумку впору в городе памятник ставить. Помню, в бытность мою молодым инженером-строителем эта идея активно обсуждалась в 70-е года прошлого века. Собственно, вариантов было два – мост либо тоннель. Мост всерьез тогда не обсуждался, а вот что касается тоннеля… Опыт то огромный был, метро то у нас самое глубокое, красивое и надежное в мире. Однако, как помнится, серьезно возражали военные специалисты. В подробности не вдавались, но было сказано, что сложно с точки зрения нейтрализации так сказать, «эха войны». Как вы понимаете, речь шла о минах, бомбах и снарядах, сотни, а то и тысячи их так и лежат на дней бухты неразорвавшимися. И все это надо разминировать. А кое-какие боеприпасы, кстати, надо будет подрывать на месте, транспортировать их, как говорили саперы, не представляется возможным. Помните, как весной или в начале лета (8 июня – прим.ред), обезвреживали авиабомбу, которую случайно нашли на дне, у входа на рейд, причем опасно близко к газопроводу. Целая ведь операция была, понтоны использовали… Так вот их таких там если не сотни, так десятки. Лежат на дне, в отложениях спятались. Ждут.
- Так что же, проект, по-вашему, не реализуется?- Ребята дорогие, не забывайте, в какой стране мы живем. Для нас невозможного мало – так купец в фильме «Жестокий романс» говорил, помните? Если будет поставлена задача с самого верха, от первого, что называется, лица, почистят дно бухты, несмотря на все трудности. Что до технической стороны вопроса, то и здесь все решаемо – как верно заметил один севастопольский почетный строитель – «все дело в смете». С наработанным с 70-х техническим потенциалом проложить тоннель под бухтой, или переход над дном не является нерешаемой задачей. Сколь там говорили – 5 миллиардов? Ну, этой суммы для решения всего комплекса сопутствующих задач, скорее всего, не хватит, но если будет принято решение на самом верху – финансы найдут. Главное нам здесь не оплошать. И здесь крайне важно определиться с локацией – где будет въезд, и соответственно, выезд из перехода. Как мне кажется, на Северной стороне все примерно понятно – это район Радиогорки. Что же до центра города, то здесь все более сложно. Наверное, стоит присмотреться к мысу Хрустальный либо к молу, который стоит на входе в бухту. Где-то там, где, в тех местах, может и начинаться переход.
- Альберт Семенович, а как быть с утверждениями, что грунты не позволят и сейсмика подозрительна?- Кто такое говорит? Сейсмика у нас и вправду присутствует, до 9 баллов по шкале Рихтера потенциально, но если опасаться подземных толчков, то тогда Севастополь надо переместить на Восточно-Сибирскую равнину. Там безопасно, там плита лежит. Но южные границы России не там. Поэтому жить и опасаться стихии мы будем здесь. В Японии «трясет» везде и постоянно, и ничего, небоскребы стоят, метро работает. Надо просто соблюдать регламенты и нормы.
Что касается грунтов, то это несерьезно. У нас на дне бухты грунты мягкие, глинистые – рой тоннели на здоровье. Под Ла-Маншем, кстати, похожие условия – там почти 40 километров под проливом проложили. А у нас всего около 1 километра, чем мы тогда хуже. И не забудем тоннель «Мармарай» под Босфором, в Стамбуле, там длина его подводной части, если я не ошибаюсь, около 1.5 километров. Грунты там похожие. Правда, обошелся они не 5 миллиардов рублей, а в 4 миллиарда долларов. Но там железнодорожный переход, метро. Если у нас только автомобили, может, выйдет дешевле.
- А почему, как вам кажется, в Севастополе планируют реализовать тоннель, а не мост? Говорили, что мост выйдет дешевле.- Наверное, потому, что один судьбоносный мост у нас уже есть – Крымский. Теперь дело за тоннелем. Похоже, что пришло время больших проектов.