Эрмитаж попал в неудобное положение с вопросом о наличии в его экспозиции копий

Эрмитаж попал в неудобное положение с вопросом о наличии в его экспозиции копий
  Государственный Эрмитаж. Источник: "Википедия"

Ошибка одного из сотрудников, ведущих соцсети главного российского музея, заставила его руководство публично оправдываться. 

В ленте официального эрмитажного канала в «Телеграме» один из админов вывесил в открытый доступ вопрос к коллегам, надо ли удалять комментарии о том, что в музее остались только копии произведений. К вопросу был прибавлен скриншот перебранки в комментариях музейной группы «ВКонтакте». 

Сообщение провисело в открытом доступе лишь несколько минут, после чего было удалено. Однако этого времени хватило, чтобы пользователи скопировали его и стали распространять по интернету.

Это вновь вызвало всплеск конспирологических дискуссий о том, что в экспозиции Эрмитажа практически отсутствуют подлинники, а все известные произведения представлены лишь копиями. 

Реакция самого Государственного Эрмитажа была довольно нервной: в телеграм-канале музея был размещен объемистый пост с подробными пояснениями, весьма похожими на оправдания. И не только в случайном попадании во всеобщий доступ служебной переписки, но и в обвинениях по поводу выставленных копий.

Однако нет сомнений, что такие заверения не помешают дальнейшему распространению конспирологических слухов о «массовых кражах» произведений искусства из Эрмитажа и замене их копиями. Такие слухи подкрепляются бесспорными фактами, вроде произошедших несколько лет назад громких скандалов с раскрытием подлинных хищений из запасников музея или выставленных там поддельных «яйцах Фаберже».

«Даная» Рембрандта из эрмитажного собрания после акта вандализма 80-х годов прошлого века может считаться новоделом. Источник: "Википедия"

- Такие вещи происходят во всех музеях мира, только информация о большинстве из них до широкой публики не доходит, - сказал в беседе с FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Но это не значит, что публику тотально «дурят», подсовывая им копии вместо подлинников – по крайней мере, если речь идет о всемирно известных шедеврах. Конечно, могут случаться кражи не столь значительных произведений. Бывают и акты вандализма, после которой восстановленные картины превращаются, фактически, в новоделы, как это случилось в том же Эрмитаже с «Данаей» Рембрандта, в 1985 году облитой кислотой сумасшедшим литовцем. Есть и «официальные» копии, как выставленные для свободного обзора гальванокопии скифского золота, подлинники которого находятся в Золотой кладовой Эрмитажа. Да и вообще, как показывает мировая практика, от искусных подделок не застрахован ни один музей с самой тщательной экспертизой. Но сотрудники Эрмитажа правы в том, что полностью заменить все произведения из его собрания на копии попросту невозможно. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен