"Никто из нас не надеялся выжить" – воспоминания ветеранов к 80-летию Сталинградской битвы

"Никто из нас не надеялся выжить" – воспоминания ветеранов к 80-летию Сталинградской битвы
  В окопах Сталинграда. Источник: cont.ws.

2 февраля 1943 года капитулировала Северная группировка окруженных под Сталинградом войск вермахта – это стало коренным переломом в ходе ВОВ. Память о днях великого сражения – в обзоре FederalCity.

Оборона Сталинграда началась 17 июля 1942 года и длилась 163 дня. С обоих сторон в боях были задействованы в общей сложности 5 миллионов человек. Безвозвратные и санитарные потери составили 1 миллион 129 тысяч (СССР) и 1 миллион 536 тысяч (Германия и ее союзники). В среднем во время Сталинградской битвы за сутки погибали 12 269 солдат и офицеров. Кроме гитлеровской Германии, против СССР в Сталинградской битве участвовали Италия (220 тысяч), Венгрия (200 тысяч), Румыния (143 тысячи), Хорватия (4.4 тысячи).

2 февраля 1943 года в плен сдались остатки огромной армии врага в количестве 91 тысячи солдат и офицеров. В их числе был командующий 6-й армии вермахта генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс и 24 генерала. В ходе Сталинградской битвы были уничтожены более 50 дивизий оккупантов. После победы под Сталинградом стало ясно – Победа Советского Союза в Великой Отечественной войны предрешена.

Операция "Уран", боевые действия в декабре 1942 года. Источник: википедия.

Все это стало возможным благодаря мужеству и стойкости миллионов советских воинов, которые вынесли на своих плечах всю тяжесть оборонительных боев, отразили вражеские контрудары и добили врага.

- Спас город рабочий класс, ополчение Сталинграда. На трех заводах сформировали танковую бригаду, которая пошла в атаку без танков. Только экипажи! Люди собрались по первому тревожному гудку, без приказов. Весь день 23 августа, и всю ночь до утра мы принимали на себя удары 16-й танковой дивизии генерала Хубе. Они, видимо, почувствовав, что встретили серьезное сопротивление, более основательно подготовили атаку утром 24-го. Но за ночь рабочие с завода вытянули корпуса танков и башен, и установили их в виде неподвижных огневых точек. А 24-го днем к нам на помощь подоспели краснофлотцы. Они дважды под пение Интернационала в полный рост поднимались и шли в атаку! (Николай Орлов, капитан, танкист).

Николай Орлов. Источник: iremember.ru.

- В Сталинграде спали прямо в окопах. Зимой в блиндаже стояла бочка, ее топили соляркой. Мы грелись по очереди. Когда по Волге пошел лед, начались перебои со снабжением. В моем подчинении было отделение, потери были огромные. Бои шли непрерывно. То мы немцев выгоняем, то они нас теснят. Бывало даже, немцы займут наши окопы, а начальство об этом не докладывает. Знают, что скоро мы их назад отобьем. В немецких окопах патроны лежали штабелями. Наших патронов в окопах не было, все были расстреляны. (Александр Конюхов, гвардии сержант, пехотинец).

- 2 февраля 1943 года мы вошли за завод Баррикады, там ничего цельного не осталось. Немцы пленные кругом ходят: "Рус, хлеба". Кто матом их посылал, кто и давал хлеб. За разбитым зданием стояло несколько машин грузовых, на КАМАЗы похожие, любопытно было, и я залез в одну. Кузов был забит тюками с тканями, шерстяные, ситцевые. Еще было много тетрадей и альбомов, детские книжки, куклы, мыло. Тогда я подумал, если они хотели прорываться, куда они солдат бы посадили? Или они с барахлом хотели уехать? Посмотрел другие машины, там тоже самое. Недалеко были огневые 150 мм гаубиц, и кругом трупы немцев. (Павел Третьяков, лейтенант, артиллерист).

Павел Третьяков. Источник: iremember.ru.

- Осенью 1942 года мы приехали под Сталинград. За Волгой одели нас очень тепло: ватники, валенки. Старшина привез бочку, из плащ-палаток делали баню. За ту зиму, может пару раз делали баню. В домах мы никогда не останавливались, все время на улице, на морозе. Когда началось наступление, мы стали двигаться - кругом степь. Стрельба была страшная! Какая радость была, когда сообщили, что замкнули кольцо! Были бои, были раненные. Собирали раненых, и я сопровождала их в машине в тыл. Хоть немцы и в окружении были, а самолеты ихние все равно нас сильно бомбили. Немцам два раза предлагали сдаться: сдавайтесь, голодных накормим, раненых полечим, а они все равно воевали. (Махтута Хайруллина, военврач).

- По сравнению с "работой" в тылу врага, под Сталинградом была настоящая мясорубка. Бывало, выглянешь из окопа, и твоему взгляду открывается бескрайняя степь, до самого горизонта усеянная телами. Бой обещал быть тяжелым, потому что немцы на высоте закопали свои танки. Когда дали команду "В атаку!" я одним из первых бросился вперед. Но атака почти сразу не задалась. Немецкие пулеметчики из этих закопанных танков, словно траву косили наши цепи… Тут меня и ранило пулей в правую ногу ниже колена. А рядом упал раненый политрук, бывший учитель. Но я-то еще шевелюсь, а его в голову. Стал ему что-то помогать, и тут еще одна пуля перебила кость чуть повыше первой раны. Я предполагаю, что один и тот же по мне стрелял. Ногу потом мне ампутировали. (Константин Гришанов, рядовой, десантник).

Константин Гришанов. Источник: iremember.ru.

- Город Сталинград стоит на высоком берегу. Здоровенный город, длинный, уже тогда был пятьдесят километров. И немчура выскочила на этот высокий бережок, а оттуда пали сколько хочешь - всё перед тобой. Прогулка по реке прямо скажем, не очень весёлая. Не говоря уже об авиации. Поскольку эти речные трамвайчики были самым подходящим средством, влезало туда много, никакого вооружения там особенного не было и заполняли всё личным составом, или необходимым материалом, вооружением, техникой, чем угодно, или обратно раненых возили, то есть мы работали, будь здоров. Простоев у нас не было. (Константин Сергеев, инженер-лейтенант, моряк).

- Немецкие самолеты летали, стреляли по нашей линии. Видят – не видят, все равно стреляют. Причем, и закопаться нельзя – сталинградская земля твердая, как цемент, саперной лопаткой много не выкопаешь. Нам высоту надо было взять, и вот каждый день, или перед завтраком, или перед ужином мы в атаку шли. Выходим из лощины и атакуем. Немцы ракеты поставят и косят нас, после чего мы обратно возвращаемся. Каждый день на этой высоте больше половины оставалось… Каждый день в эту лощину пополнение приходило, такой расчет был, и уходили раненные. (Сейдалы Жаркынбаев, рядовой, кавалерия).

- В Сталинграде воевал с октября 42-го по февраль 43-го. В городе в основном, уличные бои. У нас был сформирован "комсомольский взвод", так вот, никто из нас не надеялся выжить. Я искал потом, после войны, нашел только одного, Сашу Чобота, ему руку оторвало в январе, у завода тракторного. А я до Вены дошел, три ранения, три контузии, но вернулся домой, в Одессу. Всякое было, но такого, как в Сталинграде, не было. Страшные бои, рукопашная – обычное дело. Но мы моряки, тельняшка, гонор, бились себя не жалея. Все бились, все рода войск. Но из сталинградцев мало кто дошел до Европы, а еще меньше дожили до 90-х. Мне повезло. (Семен Горкович, старшина, краснофлотец).

Медаль "За оборону Сталинграда", 719 тысяч награжденных. Источник: википедия.

 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен