На государственном портале regulation.gov.ru был вывешен проект приказа Министерства здравоохранения, по которому список заболеваний, являющихся противопоказаниями для предоставления социальной помощи на дому, будет расширен и приведен в соответствие с уже действующим с 2015 года перечнем, который распространяется на те же действия в стационарах. Этот приказ является дополнением к федеральному закону № 442 «Об основах социального обслуживания граждан», который действует с 20 марта этого года. Подробности – в материале FederalCity.
Эмблема сообщества "Право на уход". Фото: страница сообщества ВКонтакте
Социальные работники, приходящие на дом к тяжело больным людям, не способным самостоятельно себя обслуживать, могут оказаться в опасной ситуации, если их подопечный страдает психическим расстройством или какой-нибудь заразной болезнью. Приказ Минздрава должен защитить их от этого, однако если он будет принят, огромное количество людей, в том числе не опасных для окружающих, лишатся необходимой им помощи – потому что, запретив приходить к ним соцработникам, чиновники не предложили никакой альтернативы. В документе вообще ничего не сказано о том, кто должен позаботиться об одиноких людях, нуждающихся в социальной помощи, но не имеющих на нее права.
В перечень болезней, объявленных «несовместимыми» с социальной помощью, вошли все заболевания из более раннего приказа, относящегося к стационарному обслуживанию пациентов. Это все виды туберкулеза, среди которых есть не заразные и не опасные для человека, все психические расстройства, включая деменцию, при которой больной опасен сам для себя, а не для окружающих, обостренный формы хронических инфекций, онкология на последней стадии, гангрена, эпилепсия – всего 11 позиций. Соцработники, которые раньше помогали таким больным, должны будут уведомить районную поликлинику и больницу, что больше не могут этим заниматься – чтобы за их бывшими подопечными было установлено медицинское наблюдение. Вот только кто конкретно должен будет за ними наблюдать, не уточняется. И кто будет помогать им одеваться, мыться и делать домашние дела, если сами они этого не могут, тоже нигде не сказано.
Получается, что в результате таких нововведений от социальной помощи будет отрезано большинство нуждающихся в ней пожилых людей и инвалидов. Тем из них, у кого нет близких родственников, готовых о них заботиться, вообще будет трудно выжить в одиночку, да и в тех случаях, когда тяжело больной живет не один, его семья сильно пострадает: кому-то из его родных придется бросать работу, а значит, у них уменьшатся доходы и жить станет намного сложнее.
Здание Финансового университета при Правительстве РФ в Москве. Фото: Википедия
Пациентское сообщество «Право на уход» встретило это новшество резкой критикой, назвав его дискриминационным, обнуляющим сам принцип социальной помощи на дому и нарушающим основные российские законы и Конвенцию о правах инвалидов. Члены сообщества призвали заинтересованных лиц писать в Минздрав жалобы с предложениями изменить перечень «опасных» болезней, особенно в разделе психических расстройств, чтобы пациенты с безобидными проблемами, такими, как та же деменция, могли получать столь необходимую им помощь.
Однако юрист Оксана Васильева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что приказ Минздрава права граждан никак не нарушает, поскольку в Конституции РФ прямо сказано, что если здоровье или права одного человека могут быть нарушены болезнью другого человека, то права последнего могут быть ограничены.
Вот только на вопрос, как людям с тяжелым заболеваниями обходиться теперь без помощи в элементарных делах, юристы ответа не дают.