Проблемы рыбной отрасли РФ – высокие цены и дорогая логистика

Проблемы рыбной отрасли РФ – высокие цены и дорогая логистика
  Путина по вылову минтая и сельди на Дальнем Востоке. Фото: fish.gov.ru.

Россия находится на 5-м месте в мире по добыче рыбы и только на 23-м по ее потреблению. Почему это так – в обзоре FederalCity.

На первый взгляд ситуация в одной из ключевых отраслей российского агропрома вполне стабильна – в течение последних 20 лет объемы вылова водных биоресурсов в РФ постепенно растет, достигнув в среднем 5 миллионов тонн в год.

Вместе с тем рыба на российских прилавках – товар не из категории дешевых. За минувший год цены на рыбу и морепродукты выросли на треть. Эксперты полагают, что виной этому стала большая доля экспорта (около 40% от общей добычи). По информации Росстата, при потребности в 3.2 миллиона тонн на отечественные предприятия поставляют на внутренний рынок 2.72 миллиона тонн.

Читайте также: "Севастопольские рыбаки могут только мечтать о выходе на показатели времен СССР – Константин Зубченко"

Впрочем, этот нюанс объясним. Дело в том, что в России вылавливают далеко не все породы рыб. Так, если с белой рыбой (сельдь, минтай, треска) все обстоит относительно благополучно, то с красной рыбой (лосось, форель, семга) есть проблемы, так как не менее 35% ее поставлялись в нашу страну из-за рубежа. Санкции оказали негативное влияние на импорт североевропейской красной рыбы, а отечественных питомников пока недостаточно, чтобы покрыть спрос объемами, позволяющими снизить цены.

Однако основные накрутки на стоимость рыбопродукции на российских прилавках кроются в хранении и переработке. В России недостаточно подготовленных промышленных холодильных установок, позволяющих накапливать большие партии продукции и держать их долгое время. Поэтому пойманная в путину рыба скупается по низкой цене, а затем продается с учетом затрат на длительное хранение.

Решение вопроса видится в использовании так называемых "инвестиционных квот" – в эту программу "вылов в обмен на строительство и модернизацию" можно включать холодильное оборудование.

Читайте также: "Рыба есть, но хранить ее негде. И Москва помочь не спешит, хотя могла бы?"

Немалую прибавку к цене вносит и логистика. К примеру, до 30% стоимость тихоокеанской сельди составляют расходы на доставку улова в центральные регионы РФ. В правительстве учли этот фактор, и в 2023 году железные дороги получили субсидию в 2 миллиарда рублей на перевозки рыбы. Однако на другие виды транспорта льготы не распространяются.

По мнению экспертов, проблемой на пути развития рыбопромышленного комплекса России обернулась уже упомянутая выше программа инвестиционных квот. Реализация ее в условиях санкций и колебания курса рубля стала для предприятий отрасли причиной серьезных финансовых нагрузок и кредитных долгов.

Тем не менее, все эти сложности в целом преодолимы, и, при соответствующих мерах государственной поддержки должны принести результат.

Читайте также: "Объемы добычи хамсы в Черном и Азовском морях ежегодно снижаются"

В период с января по декабрь 2022 года улов рыбы и добыча других водных биоресурсов в России составила 4.92 миллиона тонн. Больше всего выловлено на Дальнем Востоке (3.5 млн. тонн), затем следует Северный бассейн (528 тыс. тонн), далее следуют Волжско-Каспийский, Западный и Азово-Черноморский бассейны. Более 578 тысяч тонн рыбы добыто российскими рыбаками в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана.

Путина по вылову минтая и сельди на Дальнем Востоке. Все фото: fish.gov.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен