В Петербурге официально показали скандальную ленту Алексея Учителя «Матильда».
Как и ожидалось, нагнетаемая вокруг премьеры истерия, в ходе которой предрекались массовые беспорядки и даже теракты, закончилась ничем. Повышенные меры безопасности в виде прибытия двух грузовиков и автобуса с бойцами ОМОН имели место. Однако еще до начала премьеры оцепление вокруг театра было снято. По свидетельствам побывавших на премьере людей, в зал пускали свободно, а сеанс охраняли в основном сотрудники местной службы безопасности.
Ближе к началу премьеры у памятника композитору Римскому-Корсакову напротив театра собралась группа противников фильма, развернувшая против него плакаты. Акция называлась «молитвенное стояние», и молитвенное пение там действительно звучало.
С другой стороны театра стояла противоположная партия – несколько молодых людей из молодежной оппозиционной организации «Весна» пришли «спасти» кого-то от «православных экстремистов». По крайней мере, так было написано на их плакате. Еще юные оппозиционеры держали зачем-то огнетушители. Подошел какой-то мужчина, отобрал у девушки плакат и порвал его. Бил ли это «православный экстремист», неизвестно.
Позже активистов «Весны» полицейские задержали для проверки документов, но быстро отпустили.
В Москве в это время активисты православного движения «Сорок сороков» устроили против «Матильды» песенный флешмоб – исполняли в центре столицы песни патриотического и христианского содержания.
- Мы передаем песенную эстафету другим городам! – сказал позже один из участников акции. – Наша песня, наша культура, наша история и наша вера нужны только нам самим. Если нам это дорого, мы должны это защищать. Если нам самим это будет не нужно, то никому другому – и подавно.
В Мариинке, между тем, премьера прошла по плану. Присутствовал режиссер фильма Алексей Учитель, его адвокат Константин Добрынин и исполнительница роли императрицы Марии Федоровны Ингеборга Дапкунайте. Остальные иностранные актеры, занятые в фильме – полька Михалина Ольшанская (Матильда) и немец Ларс Айдингер (Николай II) – не приехали. По признанию Учителя, а также Айдингера, они испугались негативного фона вокруг фильма.
- Я боюсь, что кто-то причинит мне боль или нападет на меня, - некоторое время назад признался Айдингер.
- Я специально летал в Гамбург и пытался уговорить Айдингера, но он действительно боится за свою жизнь, - подтвердил Учитель.
Собравшийся в Мариинке питерский бомонд (минимальная цена билетов достигала шести с половиной тысяч рублей) ожидаемо аплодировал фильму и режиссеру.
Между тем перепалка в СМИ и соцсетях по поводу фильма не утихает. Накануне появилось видеообращение к президенту Путину 91-летней вдовы племянника Николая II Тихона Куликовского-Романова Ольги Куликовской-Романовой. Она назвала «Матильду» «гнусной и безнравственной» картиной. По ее мнению, это продуманная провокация, "попытка явно антироссийских сил раскачать страну через ее духовную основу", надругаться над православною верой.
Родственница царской семьи просила президента не пускать ленту в широкий прокат.
На почтенную даму заочно набросился оппозиционный депутат питерского ЗС Борис Вишневский. Выразив категорическое нежелание идти на премьеру, он сказал:
- Продолжающаяся истерика псевдоправославных фанатиков и монархистов – совершенно позорное явление. Мало нам Поклонской, боевиков из «Сорока сороков» и экстремистов из «Христианского государства» - так еще вдова племянника Николая Второго подключилась… Какие же они убогие и невежественные. Не хочешь смотреть? Не смотри. В светском государстве никто не обязан считать вашего царя святым. И тем более – полагать его биографию «духовной основой».
В свою очередь Вахтанг Кипшидзе, заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата пояснил, может ли православный человек смотреть скандальный фильм:
- Каждый человек, опираясь на мнение своего духовника, архиереев РПЦ и имея какие-то доводы, может сам принять для себя решение, - сказал он.
По поводу содержания фильма он добавил:
- Искажение исторической правды, которое имеет место в рамках данного фильма, является, по меньшей мере, демонстрацией неуважения к памяти царской семьи императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые были зверски убиты вместе со своими родственниками и близкими в застенках Ипатьевского дома и прославлены церковью как страстотерпцы.