29 июня в РФ отмечают День корабела. О перспективах отрасли – в обзоре FederalCity.
В предпоследний день первого месяца лета 1667 года царь Алексей Михайлович года издал указ о строительстве первого русского военного корабля - фрегата "Орел", который был построен по госзаказу. Трехмачтовое судно водоизмещением порядка 250 тонн, вооруженное 22 пушками было предназначено для охраны русских торговых судов в Каспийском море.
С 2017 года 29 июня в России отмечается День кораблестроителя. Как отметил Президент РФ в своем поздравлении работникам этой сферы, судостроение по праву считается одной из ключевых, приоритетных отраслей отечественной промышленности и экономики в целом.
В России развитие судостроения обусловлено прежде всего экономической целесообразностью. Наша страна самая большая в мире – площадь её составляет более 17 миллионов квадратных километров. Перевозить грузы на такие расстояния гораздо выгоднее речным или морским путём, с учетом больших объемов транспортировки и относительно невысокой стоимости доставки.
Краболов "Пума" проекта перед спуском на воду. Источник: РМРС.
Изготовлением кораблей для обороны и экономики занимаются несколько судоверфей, расположенных в разных регионах России. Прежде всего, это Санкт-Петербург и Калининград на Балтике, Северодвинск на Севере, Владивосток на Дальнем Востоке, Керчь и Севастополь на юге страны.
Судостроение является одной из базовых отраслей тяжелой промышленности России – на неё приходится 1% ВВП при уровне добавленной стоимости в 30%. Кроме того, она обеспечивает занятость на одного корабела 4-5 работников из смежных отраслей – металлургии, электроники, приборостроения.
Несмотря на санкции, судостроение в РФ активно развивается. Так, в 2022 году отечественные верфи передали заказчикам 86 судов. Из них 25 судов под классом Регистра судоходства (РС) и 61 судно под классом Российского классификационного общества (РКО). В течение прошлого года корабелы спустили на воду 90 судов гражданского назначения.
Спуск на воду корвета "Проворный". Источник: Объединенная судостроительная корпорация".
Не менее впечатляющие темпы показывает строительство боевых кораблей. В 2022 году со стапелей сошли 24 новых корабля и судна, в 2023-м уже 33, а в текущем году планируется передать ВМФ России более 40 кораблей.
И все-же спрос в судостроении пока опережает предложение.
Особенностью судостроения являются использование современных технологий и большая стоимость реализации проектов. Поэтому при формировании госзаказа необходимо иметь горизонт планирования в 10-15 лет, в нашем случае – до 50-х годов 21 века.
Для выполнения программ строительства военных и гражданских кораблей и судов необходимо модернизировать конструкторские бюро и верфи, увеличить объемы производства оборудования и комплектующих, повысить уровень кооперации смежников, наладить приток в отрасль высококвалифицированных специалистов.
Боевые корабли нужны для обеспечения безопасности России в сложной геополитической перспективе, танкерный и сухогрузный флот необходим для экспортных и импортных операций в условиях санкций, рыболовецкие суда для продовольственной независимости страны.
Все эти задачи выполнимы силами отечественного судостроения и будут реализовываться в намеченные сроки.
Газовоз российской компании "Совкомфлот" проходит Северным морским путем. Источник: sovcomflot.ru.