Авиакомпании будут платить дополнительно по 150 рублей с пассажира каждого рейса. Куда пойдут сборы – в материале FederalCity.
С августа по инициативе Росавиации будет повышена ставка на аэронавигацию. Полученные от авиакомпаний средства будут направлены на капитальный ремонт аэропортов, причем уже назван первый объект – воздушный порт в Чебоксарах.
По данным Росавиации, в капремонте нуждаются 126 из действующих 228 аэродромов. Известно, что госбюджет профинансирует модернизацию 75 аэродромов, для чего выделено 250 миллиардов рублей. На капремонт оставшегося 51 объекта пойдут полученные от сборов на аэронавигацию деньги.
Если повышение ставки и повлияет на стоимость билетов, то вряд ли это будет существенная разница – от 50 до 150 рублей единовременно. В текущем году по внутренним и международным направлениям российские авиакомпании планируют перевезти около 98 миллионов пассажиров. Из этого следует, что, при сохранении статистики, ежегодно от сборов на аэронавигацию в бюджет будет поступать около 14 миллиардов рублей. По идее, этих средств хватит для капремонта 51 аэродрома в срок до 2030 года.
Аэропорт Элисты. Источник: t.me/favt_ru.
Однако возникает следующий вопрос – почему большинство прибыльных аэропортов принадлежат частному бизнесу? Потому, что с 2000 по 2012 года власти культивировали такую форму, как ГЧП (государственно-частное партнерство). Как итог – приходится облагать дополнительными сборами авиакомпании и не получать доход от сдачи в аренду соответствующей инфраструктуры.
Кто мешал государству в лице Росавиации самому возводить новые и реконструировать старые аэропорты? Ведь у РЖД это вполне получалось, и теперь госкорпорация владеет ж/д вокзалами и станциями. Видимо, лоббисты ГЧП в авиации оказались сильнее.
Впрочем, на существующие проблемы в сфере гражданской авиации эти нюансы прямого влияния не имеют. Гораздо больше на будущее отрасли влияет нарастающий дефицит авиапарка и санкционные ограничения.
В 2023 году стоимость авиабилетов в среднем увеличилась на 15-30% в зависимости от направления и длительности перелета.
Есть и другая статистика: по итогам 2023 года выручка российских авиакомпаний увеличилась на 31% до 1.37 триллионов рублей. С учетом инфляции — это уровень 2014-2015 годов.
Как полагают эксперты, одной из причин роста цен стало интенсивное развитие внутреннего туризма. Даже с учетом 11 закрытых аэропортов Юга России, спрос на рейсы внутри страны находится на пике. При этом авиапарк, по сравнению с 2021 годом, стал меньше, а средняя длина полета поднялась с 1850 до 2200 километров.
Покупка авиабилетов. Источник: haberrus.ru.
Второй влияющий на ценообразование в гражданской авиации фактор – повышение стоимости обслуживания самолетов. Выросло все – от топлива до комплектующих.
За счет чего цена билетов на самолет может быть уменьшена? Уж точно, не повышением ставки на аэронавигацию. Есть мнение, что госрегулирование цен не сможет перекрыть все объемы спроса, ведь бюджет у России не безразмерный.
Более реалистичным выходом из негативной тенденции роста стоимости авиаперелетов видится масштабные поставки пассажирских самолетов российского производства, со 100% отечественных комплектующих. Однако пока темпы производства подобной продукции далеки от желаемых.
Так, Объединенная авиастроительная корпорация объявила о переносе поставки самолетов МС-21 и импортозамещенного SSJ100 На 2025 и 2026 годы соответственно. В качестве причины были названы "объективные ограничения", которые возникли на завершающем перед началом серийного производства этапе. По плану первые лайнеры должны были поступить в "Аэрофлот" уже в этом году, однако, как говорится, сроки сдвинуты вправо.
И все-же, снизить цены отчасти способно государственное субсидирование стоимости авиабилетов для ряда категорий граждан – многодетных семей, ветеранов, жителей Калининградской области и Дальнего Востока. Эта практика существует, и ее надо развивать – все равно другого выхода у России нет, доступ к авиарынкам Запада нам закрыт надолго, если не навсегда.
Самолет Ту-214. Источник: tupolev.ru.