Газопровод Россия-Иран ежегодно сможет прокачивать до 110 миллиардов кубометров

Газопровод Россия-Иран ежегодно сможет прокачивать до 110 миллиардов кубометров
  Иллюстрация сгенерирована нейросетью.

Такие огромные объемы могут быть востребованы только в случае тесного экономического сотрудничества Москвы и Тегерана. О перспективах "Каспийского потока" – в обзоре FederalCity.

Подписанный Газпромом и иранской энергетической компанией NIGC меморандум предполагается строительство крупнейшего газопровода через Каспийское море, мощность которого составит до 300 миллионов кубометров газа в сутки. Таким образом, в год можно будет прокачивать до 110 миллиардов кубометров "голубого топлива".

И это очень много. Судите сами – обе ветки "Северного потока" качали в Германию примерно столько же, а китайская "Сила Сибири" рассчитана на 38 миллиардов кубов, строящий трубопровод "Сила Сибири – 2" – на 50 миллиардов кубометров.

Возникает закономерный вопрос – есть ли газ таких объемов, и если да, то кому он будет поставляться. Иранские предприятия потребляют примерно 250 миллиардов кубов "голубого топлива", то есть поставки из РФ могут закрыть до 40% объемов. Но не стоит забывать, что не менее трети добытого природного газа иранцы используют в нефтяной отрасли для переработки "черного золота". Немалые объемы Иран экспортирует в соседние страны, а север Ирана практически не газифицирован – все залежи газа сосредоточены на юге.

Таким образом, Россия вполне может успешно поставлять природный газ в северные провинции Ирана и организовать своповые поставки через Тегеран в третьи страны.

Читайте также: Подписание стратегического договора между Россией и Ираном находится на финальной стадии

Добыча газа на морском месторождении. Источник: mirbis.ru.

Тем не менее, даже если рассчитанная на 110 миллиардов трубу и не будет загружена на полную мощность, иметь существенный запас в газовой структуре РФ и Ирана – это серьезный задел на будущее. Мир меняется – и распад мировой экономики на большие региональные кластеры становится все более реальным. И иметь развитую энергетическую инфраструктуру в этих условиях – отличный задел для экономического рывка.

"Нет сомнений в том, что Иран не прочь был бы и сам образовать макрорегион на Ближнем Востоке и Западной Азии, однако персы понимают, что для этого у них нет необходимых возможностей и ресурсов. Поэтому возникает союзная Россия, где проживает не менее 25 миллионов мусульман", - поясняет эксперт FederalCity, доктор исторических наук Константин Мензелинцев.

Стоит отметить, что сотрудничество РФ и Ирана активно развивается не только в сфере энергетики. Не менее важен для экономики двух стран международный транспортный коридор Север-Юг, который идет из Санкт-Петербурга через Москву, Махачкалу, Казахстан и Туркменистан в Иран. Сейчас остался один железнодорожный участок Астара-Решт, финансирование на 2/3 выделено РФ, остальная часть на Баку и Тегеране. 

Читайте также: В 2023 году в России по международным коридорам перевезли 550 миллионов тонн грузов

В уже недалекой перспективе груз, вышедший из Петербурга, через 12-15 дней достигнет иранского порта Бендер-Аббас, а далее, следуя Ормузским проливом, грузовые суда выходят в Персидский залив и завершают маршрут в индийском порту Мумбаи.

Международный транспортный коридор "Север-Юг". Источник: севлайф.ру.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен