На фоне сложностей с палестинцами перед Тель-Авивом стоит нелегкий выбор между войной с Ливаном и потерей лица. Неприятности сулят оба варианта – эксперт FederalCity, руководитель агентства стратегических исследований "Версии и факты" Станислав Федчишин.
- Ответ Израиля на обстрел Голанских высот не заставит себя долго ждать, "это будет сильный удар" – сказал премьер Нетаньяху. В ответ на сравнение с тяжелой участью Саддамом Хусейном, которую в адрес президента Турции предрек глава Израиля, Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером и пообещал ему такой же конец. Одновременно Associated Press сообщает, что Хезболла перемещает высокоточные ракеты на стратегические позиции для использования в ответном ударе по Израилю. Судя по всему, ближневосточный котел близок к тому, что крышку сорвет, и с большим грохотом. Как вы полагаете, Станислав, как скоро начнется полномасштабная война в этом регионе?
- Да, наговорили главы Израиля и Турции немало. Там еще Эрдоган вообще пообещал, что "Турция может "войти" в Израиль так же, как когда-то в Ливию и Нагорный Карабах". Однако заметьте – Эрдоган и его соратники пока только говорят, до реальных действий дело не доходит, они даже торговлю с Израилем не прекратили. Безусловно, Турция сейчас – сильный и относительно независимый игрок, умело сидящий "на двух стульях". Они ни с кем (кроме Израиля, пожалуй) не бьют горшки, и продвигают свои идеи пантюркизма и возрождения Османской империи. Но в том, что Эрдоган напрямую вмешается в конфликт на Ближнем Востоке – очень сомневаюсь.
А вот Иран могут заставить вмешаться. Именно эта цель сейчас преследуется Израилем и отчасти Соединенными Штатами, вернее, той частью американских элит, которые заинтересованы в создании на планете как можно большего количества войн и локальных конфликтов.
Израиль и соседние арабские страны. Источник: t.me/milinfolive.
Что касается Израиля, то хороших решений для Тель-Авива нет. Операция в Газе не принесла особых результатов, кроме роста негатива против Израиля во многих странах мира. Заложники не освобождены, ХАМАС не разгромлен, оппозиция негодует, экономика падает. На этом фоне надо демонстрировать успех, но как? Воевать с ливанской Хезболлой, за которой стоит Иран – задача не из простых, особенно если учесть наличие у Хезболлы нескольких сотен вполне современных ракет, которые (после показательного удара Ирана это ясно) вполне могут пробить израильское ПВО – купол то оказался не таким-то железным. Но ситуация после ракетного удара и детских смертей на Голанских высотах такова, что Нетаньяху должен ответить, и причем сильно. "Ограниченный" ответ не подойдет – слишком серьезным был вызов. А затевать третью Ливанскую войну властям Израиля не хочется, и при этом окружающие и враждебные Израилю страны внимательно смотрят – не ослабло ли еврейское государство? Словом, классический цугцванг – любой ход Тель-Авива приведет к серьезным, может быть, необратимым последствиям.
А что Иран? Аятоллы не горят желанием ввязаться в полномасштабный конфликт с Израилем. Нынешняя ситуация, когда все каштаны из огня для них таскают "прокси", их вполне устраивает. Но тут все зависит далеко не от желаний Тегерана. За океаном есть люди, которые хотят большой крови. И если их точка зрения возобладает, то Ближний Восток взорвется.
Не исключено, что вслед за ним полыхнет и в других регионах планеты – гегемоны просто так не уходят.
Иллюстрация создана нейросетью.