Стратегический для России проект прямого пути из Мурманска до берегов Персидского залива будет развиваться. Об этом и других итогах поездки Президента РФ в Азербайджан – в обзоре FederalCity.
За пять лет, которые прошли с последнего визита Владимира Путина в Баку, изменилось очень многое. В первую очередь, геополитическая ситуация в мире в целом, и в Евразии в частности. Начало Россией специальной военной операции, значительный рост русофобских настроений в Армении, взятие азербайджанской армией Карабаха, 19 тысяч антироссийских западных санкций, усиление БРИКС и постепенная утрата США роли мирового гегемона – все это накладывает на взаимоотношения РФ и Азербайджана особые смыслы.
Экономическое сотрудничество между Москвой и Баку растет – это признают даже самые скептически настроенные эксперты.
Маршрут МТК "Север-Юг" и альтернативный вариант через Суэцкий канал. Источник: fotozavr.ru.
На рынке Азербайджана не так давно начала работу компания "Соллерс", которая как наращивает присутствие УАЗа, так и экспортирует автомобили под собственной маркой. КАМАЗ успешно организовал сборочное производство, также, как и АвтоВАЗ. Компания "Трансмашхолдинг" традиционно поставляет подвижной состав для Бакинского метрополитена.
Кроме того, во время визита стало известно, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) совместно с Бакинским судостроительным заводом начнет строить нефтяные танкера класса "река-море", которые будут ходить как в Азово-Черноморском бассейне, Волго-Донском канале, так в Каспийском море.
Все эти новости из мира производства только фон для стратегического сотрудничества РФ и Азербайджана. Заявка на вступление республики в БРИКС, озвученная в ходе визита, является серьезной заявкой Баку на реальную многовекторность в геополитике.
Российско-азербайджанские переговоры в расширенном составе. Источник: kremlin.ru.
"Это вовсе не означает, что Азербайджан намерен открыто примкнуть к антизападному лагерю, но намерение дистанцироваться от англосаксов и их европейских пуделей видно невооруженным глазом. Очевидно, что в неизбежной схватке Китая, России и их союзников с США и так называемым "демократическим миром" президент Алиев, как минимум, не уверен в победе Запада. Кроме того, в Баку очень недовольны сближением Армении с Францией, Британией, отчасти Турцией. Но исход битвы сокрыт мраком грядущего, а сейчас Азербайджан намерен максимально использовать экономические выгоды от сотрудничества с РФ и БРИКС в целом", - считает эксперт FederalCity, руководитель агентства стратегических исследований "Версии и факты" Станислав Федчишин.
Действительно, через территорию Азербайджана пролегает важнейший международный транспортный коридор "Север-Юг", который проходит из Санкт-Петербурга через Баку в иранский Бендер-Аббас и далее в порты Индии через Персидский залив.
Для России это очень важный логистический маршрут, не зависящий от влияния Китая и напрямую связывающий РФ с Индией. Для Азербайджана это возможность не зависеть экономически от Запада, Китая, или Турции.
В этой связи, в ходе переговоров Путина и Алиева была подтверждена готовность стран инвестировать в МТК "Север-Юг" и довести к 2030 году его пропускную способность с 15 до 30 миллионов тонн – и это только на западном участке.
Маршрут МТК "Север-Юг". Источник: севлайф.ру.