28 июля 1942 года был подписан приказ Наркомата обороны № 227, запрещавший отступление без приказа свыше. Как его исполняли на фронте – в воспоминаниях ветеранов.
Враг был еще не просто силен, а во многом пересмотрел свою тактику и перегруппировал войска. Красная армия снова была вынуждена отступать. Оставалось совсем немного до потери кавказской нефти. Исправить положение можно было только путём наведения в армии "строжайшего порядка и железной дисциплины". К сожалению, введение такого жесточайшего требования стало возможным из-да серьезных просчетов политического руководства страны и Ставки ВГК.
Законом для каждого военнослужащего объявлялось требование — ни шагу назад без приказа высшего командования. Приказ предписывалось зачитывать во всех подразделениях, командах и штабах.
"Знаете, паникёров остановил "приказ 227". Очень сильно остановил "приказ 227". А до него – были такие моменты, когда там стояли подразделения со Средней Азии – и у них подошло время богослужения. Так они на коленях все молились! И немцы быстро и это место прошли, и Дон форсировали они быстро… а те – и в плен сдавались, и просто уходили. Неразберихи было у нас много. Мы только в Сталинграде здесь сумели собраться в кулак. И наше руководство сумели разработать операцию. Опомнились. Мы русские – всегда до нас поздно доходит", - сержант Борис Бурденко, 65-й стрелковый полк 24-й стрелковой бригады.
Приказ № 227. Источник: севлайф.ру.
"По моему мнению, на этот приказ № 227 с конца сорок третьего года уже мало кто смотрел, даже старшие командиры поняли, что если дословно следовать этому приказу, то у нас и до старой границы дойти людей не хватит…Из-за него столько людей погибло, почем зря... Ведь там, в этом приказе, красной нитью идет главная мысль - "Расстрел за отход с позиций". Мы могли во время атаки или после боя оказаться на самых неудачных, гибельных, открытых, простреливаемых со всех сторон позициях или где-нибудь по пояс в болоте, и никто из командиров не мог набраться смелости и отвести свои роты или батальоны назад", - старший сержант Эль Гехтман, 260-я стрелковая дивизия.
Старший сержант Гехтман, Германия, 1945 год. Источник: iremember.ru.
"Самым страшным была паника во время отступления, которая должна была вовремя пресекаться. Появился приказ наркомата от 28 июля 1942 года № 227 "Ни шагу назад!", который запрещал отступать. И только тогда паника была прекращена, этот приказ строго выполнялся. Подробностей его я не знаю, хотя этот приказ нам зачитывали перед строем. Что я испытывал в тот момент? Не хочу об этом говорить. Все равно считаю, что Приказ № 227 определенную роль сыграл. Кстати, одновременно с чтением этого приказа в наших войсках была принята повторная военная присяга всем офицерским составом", - лейтенант Александр Смирнов, связист.
Наградной лист на лейтенанта Смирнова. Источник: память-народа.
"Тяжелое было время. Дальше отступать было некуда. Такой общий настрой был и у населения, и у бойцов. Не случайно был приказ № 227 «Ни шагу назад». Он сыграл роль положительную. Да, потому что немало было людей, которые по своей трусости или малодушию готовы были бежать. Да еще и немцы все время вели агитацию – "Вам капут, конец". Листовки разбрасывали – "Сдавайтесь!". Поэтому чувствовалось, что приказ был необходим. Многие считают, что за его невыполнение расстреливали, но этого я не видел. Другое дело, что сбежавших бойцов собирали и опять направляли в части", - лейтенант Владимир Паненко, командир пулеметного взвода 259-го стрелкового полка.
Лейтенант Владимир Паненко. Источник: iremember.ru.
"В первых числах августа 1942 года, когда 1-й гв. кавкорпус уже ввязался в тяжелые бои с наступающим противником, в частях зачитали приказ Верховного Главнокомандующего № 227, который бойцы окрестили приказом "Ни шагу назад". Это был, безусловно, исторический документ, появившийся в нужное время с целью создать в армии психологический перелом. В необычном по содержанию приказе впервые многие вещи назывались своими именами, от чего наш народ давно был отучен. Хотя ошибочные оценки Сталиным возможностей и намерений Гитлера дорого обошлись стране в 1941 году, трудно себе представить нашу победу в Отечественной войне, если бы в Советском Союзе у власти тогда стоял другой человек, более либеральный и демократичный", - старший сержант Всеволод Олимпиев, командир взвода управления 143-го противотанкового артполка.
Старший сержант Всеволод Олимпиев. Источник: iremember.ru.