Производственные мощности площадки позволят строить корабли разных типов - танкеры, балкеры, контейнеровозы и газовозы. Закроет ли верфь потребности России в морских перевозках – в комментарии эксперта FederalCity, руководителя агентства стратегических исследований "Версии и факты" Станислава Федчишина.
- Сегодня во Владивостоке Президент с борта катера "Ураган" осмотрел площадку в бухте Промежуточная, где планируется к 2031 году возвести новую верфь. Специализация площадки – морской торговый флот, объемы судостроительства – 12 кораблей в год. Как вы полагаете, не мало? Средняя верфь в Китае спускает со стапелей примерно 15 судов. Сумеем ли удовлетворить потребности России в торговом флоте?
- Начнем с того, что будущая верфь в бухте Промежуточной – далеко не единственная в России. Есть и действующие судостроительные предприятия, реализуются новые проекты, и совместный проект ВТБ и Объединённой судостроительной корпорации во Владивостоке – один из них.
Владимир Путин знакомится с локацией будущей верфи в бухте Промежуточная. Источник: kremlin.ru.
После начала СВО потребность России в собственном современном торговом флоте резко возросла. Достаточно сказать, что до 2022 года под контролем российских судоходных компаний находилось немногим более 1400 судов. При наличии большого морского грузопотока, РФ перевозила своими судами под российским флагом около 5 % грузов.
После того, как под давлением США мы лишились заказов на западных и корейских верфях, а наши морские перевозки попали под санкции, было найдено промежуточное решение – покупка или аренда танкеров и сухогрузов с большими сроками эксплуатации. Всего было приобретено около 600 таких судов. Но теневой флот – не выход, и исходя из его количества можно представить потребность России в своих торговых кораблях. В конечном счете, это вопрос экономического суверенитета страны.
Верфь Прибалтийского судостроительного завода ОСК "Янтарь". Источник: t.me/aoOCK.
Правительством РФ была принята специальная программа по гражданскому судостроению. За счет средств бюджета, ФНБ и инвестиций к 2035 году планируется построить более тысячи танкеров, балкеров, контейнеровозов, газовозов, рыбопромысловых судов, ледоколов.
Именно для реализации этого амбициозного проекта строятся в России верфи, подобные той, что создается в бухте Промежуточная на окраине Владивостока. Председатель совета директоров АО "ОСК" Андрей Костин и генеральный директор Андрей Пучков показали Президенту с борта катера предлагаемое место размещения верфи. В осмотре также принимали участие и давали пояснения первый вице-премьер Денис Мантуров и губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
Владимир Путин знакомится с проектом строительства верфи в бухте Промежуточная. Источник: kremlin.ru.
Площадка в черте Владивостока на берегу Уссурийского залива удовлетворяет всем основным требованиям к размещению такого рода объектов: климатические условия; близость к развитым торговым путям; развитая промышленная кооперация, включая страны азиатско-тихоокеанского региона; доступ к трудовым ресурсам и возможность развития необходимой жилой и социальной инфраструктуры для корабелов.
На территории предусмотрены: административно-бытовой и учебный центры, вахтовый городок. Предусматривается строительство жилого микрорайона в непосредственной близости от производственной площадки. Социальная инфраструктура рассчитана на проживание 30 000 человек и включает в себя детские сады, школы, поликлиники, гостиницы, торгово-развлекательные и парковые объекты и собственный пляж с набережной.
Реализация данного проекта позволит заместить иностранные суда и защитить интересы России в сфере морской торговли.
Строительство контейнеровоза на площадке Южного центра судостроения и судоремонта ОСК. Источник: t.me/aoOCK.