Помимо всего прочего, Киев требует демонтажа Крымского моста. Решение МАС ожидается к концу года. Подробности – в обзоре FederalCity.
Накануне Международный арбитражный суд в Гааге (Постоянная палата третейского суда) начал рассмотрение иска Украины к России о правах прибрежных государств в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе.
Слушания по делу продлятся до 5 октября, само разбирательство длится уже восемь лет, с момента подачи иска Украиной в сентябре 2016 года. Киевский режим в рамках данного разбирательства опирается на конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.
В исковом заявлении Киев указывает на "незаконность" действий России в Азовском и Черном морях, требуют демонтировать Крымский мост и выплатить Украине компенсацию за "нарушение" РФ экологических требований при строительстве моста. Кроме того, в списке "хотелок" киевского режима – возмещение ущерба за прокладку подводных кабелей и трубопроводов, влияние моста на судоходство в Азово-Керченской акватории, эксплуатацию Россией ранее принадлежавших Киеву буровых платформ, повреждение археологических и исторических объектов, обнаруженных в Черном море у берегов Крыма.
Заседание Международного арбитражного суда в Гааге. Источник: un.org.
"Крымский мост с момента сдачи в эксплуатацию является для украинского общества настоящей "идеей фикс". Сначала тамошние "эксперты" наперебой талдычили, что построить мост через Керченский пролив невозможно в принципе. Потом стали говорить, что кадры строительства транспортного перехода "сняты на киностудии Мосфильм". После открытия Крымского моста прогнозировали, что он не выдержит штормов и упадет. Убедившись в том, что это гидротехническое сооружение простоит века, стали призывать уничтожить его. Были проведены два теракта, мост был поврежден, но его вскоре отремонтировали. Теперь вот надеются на Третейский суд в Гааге. Как и всегда, эти надежды потерпят фиаско", - говорит эксперт FederalCity, политолог Андрей Фоменко.
Позиция России по иску состоит в том, что МАС не имеет полномочий для рассмотрения данного дела. Кроме того, в соответствии с соглашением о сотрудничестве РФ и Украины при использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года, эта акватория считается внутренними водами, а значит, на них не действуют положения Конвенции 1982 года.
Более того, после референдума 2014 года Крымский полуостров стал неотъемлемой частью Российской Федерации, что автоматически означает – РФ может вести любую деятельность на суверенной территории, к которой относятся и Азовское море, и Керченский пролив.
"Есть все юридические основания полагать, что Международный арбитраж в Гааге не удовлетворит претензии Украины в части оспаривания прав России на Азовское море и Керченский пролив. Однако есть и политическая составляющая этого процесса, и в этом аспекте МАС может принять сторону Киева. Но если это все-же произойдет, в чем я лично сомневаюсь, у Постоянной палаты третейского суда нет механизмов, которые заставят Москву исполнить не отвечающее её представлениям о справедливости решение", - считает эксперт FederalCity, адвокат Сергей Барныга.
Иллюстрация создана нейросетью.