Крупный морской грузовик "Flying Fish 1" ("Летучая рыба 1") проследовал из Петербурга до Шанхая за три недели. О значении этого рейса для развития СМП – в материале FederalCity.
Это важное событие, которое напрямую касается перспектив развития Русской Арктики – потому что традиционный маршрут через Суэцкий канал занимает на 15 суток больше. Несмотря на явные преимущества (удешевление логистики и следование в дружественных водах), компании Глобального Юга до недавнего времени не части использовали Северный морской путь, и если и следовали им, то фрахтовали относительно небольшие контейнеровозы - грузовместимостью до 2000 TEU (TEU – единица измерения в логистике, равная одному 20-футовому контейнеру).
Морской грузовик "Flying Fish 1" в два с половиной раза крупнее, её длина составляет 294 метра, а грузовместимость – 4890 TEU. Первый рейс "Летучей рыбы" не станет единственным - в этом году по СМП планируется совершить ещё до 20 транзитных рейсов, в основном из Санкт-Петербурга и Архангельска в порты Китая.
Ледоколы и грузовые суда на маршруте Северного морского пути. Источник: t.me/sibirskiyokean.
Ещё десять лет назад невозможно было представить, что по Северному морскому пути России будет осуществляться регулярное судоходство в летний период.
"Летучая рыба 1" вышла из Петербурга 3 сентября и через неделю вошло в Северный морской путь у Новой Земли. Вскоре оно встретилось с другим китайским контейнеровозом, что стало первым подобным случаем в Арктике. Встреча произошла ночью в 850 морских милях от Северного полюса, без льда на горизонте.
Контейнеровоз шел со скоростью 16 узлов по всему маршруту, что показывает, как сильно изменились ледовые условия в Арктике за последние два десятилетия. Оно продолжило путь через моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, избегая небольших ледяных полей возле острова Врангеля.
17 сентября судно покинуло арктический маршрут, пройдя через Берингов пролив недалеко от Аляски, не прибегая к помощи ледоколов, всего через шесть дней после входа в российские арктические воды.
Путь от Балтийского моря до Шанхая составил около 8 000 морских миль, что на 4 000 миль короче традиционного маршрута через Суэцкий канал. Обход Африки, вызванный нестабильностью в Красном море, добавляет ещё 4 000 миль к стандартному маршруту до Азии.
Расстояние от порта северо-западной Европы до Дальнего Востока по СМП. Источник: dailymail.co.uk.
С учётом того факта, что проход из Азии в Европу через Суэцкий канал небезопасен из-за войны на Ближнем Востоке и жестких действий хуситов из Йемена, востребованность СМП в ближайшее время будет только возрастать.
Это хорошо понимают наши главные геополитические противники – США и Британия. Англосаксы в последние три года значительно усилили активность в Арктике и предпринимают ряд шагов для повышения своих военных возможностей в регионе. Из Вашингтона и Лондона идут заявления о том, что Северный морской путь должен быть открыт для судов всех стран, а претензии России на контроль за СМП необоснованы.
Ответом Москвы на агрессивные претензии англосаксов усиление военной группировки за Полярным кругом, строительство новых ледоколов и инфраструктуры на побережье вдоль маршрута Северного морского пути. Что касается прохода судов по нему, то право решить, кому можно по нему идти, а кому нет, Россия оставляет за собой.
Источник иконографии: dailymail.co.uk.