Недавно ИА FederalCity опубликовало новость о том, что на Севастопольском морском заводе возрождается кораблестроение – впервые со времен СССР на Севморзаводе приступили к строительству плавучего крана грузоподъёмностью 400 тонн. Заказчиком выступило АО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург), проектированием судна занималась ЦКБ «Коралл». Срок сдачи – 31 декабря 2019 года.
Предполагается, что плавкран, названный «Севастополь», откроет новую серию этих судов. Отметим, что до сих пор имя города-героя носили преимущественно военные корабли.
До 1991 года Севастопольский морской завод (СМЗ) имени С. Орджоникидзе (ныне – филиал Центра судоремонта "Звездочка") был градообразующим предприятием с коллективом в 15 тысяч работников. Завод был одним из основных изготовителей плавучих кранов – всего было выпущено свыше 70 подобных судов грузоподъёмностью от 50 до 1600 тонн.
Наш собеседник – Анатолий Череватый, который возглавлял предприятие с 1986 по 2006 год – больше, чем кто-либо из руководителей СМЗ за более чем двухсотлетнюю историю. Тема эксклюзивного интервью ИА FederalCity – нынешнее состояние судостроительной отрасли и перспективы ее развития.
- Анатолий Александрович, каким, на ваш взгляд, потенциалом обладает на данный момент судостроение и судоремонт Севастополя?
- Несмотря на то, что правительство обозначило судоремонт и судостроение в числе приоритетных направлений развития промышленности города, ответ на поставленный вопрос, на данный момент, может быть только экспертный. Подтверждением этой оценки может служить настойчивое предложение председателя Севастопольского отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей Вячеслав Горбатова на президиуме 29 сентября текущего года. Это предложение было адресовано заместителю губернатора Илье Пономарёву, принимавшего участие в работе заседания.
Суть предложения заключалась в острой необходимости создания при правительстве группы компетентных руководителей и специалистов, способных выработать основы Программы развития отрасли, как одной из градообразующих, и которая способна реально наполнять городской бюджет. Как мне известно, Вячеслав Иванович имел обстоятельные встречи с руководителями основных предприятий отрасли и убедился, что проблема стоит очень остро и требует безотлагательного решения. На данный момент только некоторые предприятия сделали более-менее реальные расчеты своих планов на ближайшую перспективу. Большинство сравнительно небольших, но мобильных и профессиональных компаний вынуждены жить сегодняшним днём, т.к. в масштабах города перспектива ещё не приобрела понятные контуры.
Актуальность вопроса демонстрируется уже заключенными крупным контрактом на постройку плавучего крана Севморзаводом.
Знаковым, для нашего судоремонта, является решение Президента РФ Владимира Владимировича Путина осуществить ремонт РК «Москва» в Севастополе. Но как в каком объёме, на каких условиях будут привлечены к выполнению этих заказов судоремонтные предприятия нашего региона, пока не ясно. Могу только ответственно сказать, что уже многие предприятия самых разных регионов РФ, которые имеют производственный опыт, соответствующие лицензии, что очень немаловажно, проявляют живой интерес к этим проектам. Некоторые из них готовы создавать или развивать уже созданные филиалы в г. Севастополе если их инициатива найдёт отклик у генподрядчика.
В этой ситуации нам важно не опоздать. А время идёт.
- Каковы первоочередные меры, которые правительство должно принять для возрождения некогда градообразующей отрасли?
- Это, пожалуй, один из наиболее сложных вопросов.
Во первых, правительство должно вспомнить и понять, что промышленность в Севастополе есть. Если открыть в интернете соответствующий раздел правительственного сайта «О распределении обязанностей между заместителями губернатора» от 19.09.2017 г. № 53-УГ, то ни один департамент, ни одно главное управление, не включило в свои функции промышленность. Исключением является Управления по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений. Демонстрирую распечатку сайта. Получается по Крылову «Слона то я и не приметил». Мне скажут опечатка, стрелочник не досмотрел. Отвечу: не знаю...
Во вторых: Вернусь к упомянутому заседанию Президиума РСПП. В повестке дня было выступление директора департамента экономики. Присутствующим были доложены контрольные цифры роста объёмов продукции как по отдельным разделам хозяйственной деятельности, так и по городу в целом. Меня, как и других удивил бросающийся в глаза оптимизм авторов.
Вячеслав Иванович, пользуясь правами председательствующего, стал задавать вопросы «в лоб». За счёт чего и как могут быть достигнуты эти показатели? Ответы были не по существу. Вячеслав Иванович стал детальнее излагать поставленный вопрос. Какие должны быть инвестиции в отрасли экономики, чтобы получить такие высокие результаты? Откуда будут получены эти источники? Ответы сводились к тому, что это контрольные цифры и т.п. Кстати я много лет знаю Ахтёмова Элимдара Казымовича как очень хорошего профессионала, и что не так часто встречается - откровенного и правдивого человека. Дело, видимо, не в нём. Видя деликатность ситуации, на помощь директору пришёл заместитель губернатора. Но и его пояснения мало отличались от его подчинённого.
Закончилось это тем, что председательствующий с горечью сказал: ВЫ НАС НЕ СЛЫШИТЕ!
Резюме: Правительству нужно слышать промышленников и предпринимателей. Я это говорю не только применительно к данному случаю, но и к другим острым вопросам, которые, в частности, я озвучил представителям правительства применительно к Севморзаводу.
- Есть ли у Севастополя возможности для выхода из режима дотационного региона?
- Твёрдое да! Но при жёстких и обязательных условиях. Безапелляционно излагать рецепты - это сразу поставить их под сомнения. Нужно трезво понимать, что Севастополь в своём новом качестве только-только состоялся. Решать эту обязательную задачу предстоит в окружении экономических врагов России. Имеются в виду санкции Европейского Союза, США и их сателлитов. Почему я сделал на этом факте акцент? Потому что если бы Севморзавод в своё время не вышел на рынок мирового гражданского судоремонта, ему была бы уготовлена судьба завода «Парус», «Муссона», «Маяка» и других подобных им.
Среди предприятий, включённых в санкционный список, есть и Морзавод. В этих условиях экспортные возможности сузились. Но рынок этими «санкционерами» не ограничен.
Но и сегодняшние возможности для роста экономики не используются в достаточной мере. Это эффективность СЭЗ, мы в стороне от создания промышленных кластеров. Если вчитаться в классическое определение промышленного кластера, то так и хочется произнести - ведь в нашем регионе это судоремонт и судостроение!
На Украине государство полностью отвернулось от проблем промышленности. Сегодня Россия делает возможное и невозможное для её подъема. Вернусь к Севморзаводу. Утверждены планы техперевооружения и реконструкции завода. Началось реальное финансирование этих проектов. О крупном контракте с АО "Адмиралтейские верфи" я упомянул. Завод энергично работает над не менее масштабном проекте. Но для решения крупных задач промышленного возрождения Севастополя нужны кадры. В принципе готовить их есть где. Но закрепление кадров на промышленных предприятиях – «белое пятно». И получается, что власть предержащие как-то ловко обходят эту проблему. А эта проблема одна из базовых для подъёма промышленности и выхода города на самоокупаемость.
- Насколько власти Севастополя настроены на диалог с представителями бизнес-структур города?
- Этот вопрос правильнее адресовать правительству. Но и здесь он уместен. Этот вопрос следует оценивать с разных ракурсов. Во-первых, если диалог не складывается, то объективно каждая сторона должна взять на себя половину вины. Здесь то ли аргументов не хватило, то ли не хватило умения и терпения выслушать и принять во внимание доводы противной сторон, то ли мы плохо управляем своими эмоциями и они начинают управлять нами, что чаще всего приводит к худшим результатам.
Если коротко, то настроение властей на диалог с бизнес структурами реально есть. Теперь осталось главное. Получить каждой стороне ожидаемый и реальный результат. Без этого одних ждёт закат карьеры, других стагнация бизнеса или банкротство, а третьих, которых подавляющее большинство, не только обнищание и разочарование, но и объединение усилий для изменения ситуации. Поэтому выход один - партнёрство и сотрудничество первых двух во благо третьих.