125 лет назад со стапелей сошел бронепалубный крейсер, которому предстояло стать легендой российского Военно-Морского Флота. Чем прославился экипаж "Варяга" – в обзоре FederalCity.
Этот овеянный славой боевой корабль был заложен в 1898 году в Филадельфии (США) на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья", по заказу Российской империи. А уже 31 октября (19 по старому стилю) 1899 года крейсер был готов и спущен на воду.
Корабль был назван в честь флагмана Тихоокеанской эскадры, парусно-винтового корвета – участника экспедиций на Аляску и Новую землю.
После вхождения в эскадру Тихого океана, в декабре 1903 году "Варяг" был отправлен на стоянку в бухту Чемульпо в Корее, где ему предстояло принять свой первый бой, оказавшийся последним.
В ночь на 9 февраля 1904 года крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" была блокирована эскадрой японского адмирала Уриу Сотокити, под командой которого было 6 крейсеров и 8 миноносцев. Командир крейсера, капитан первого ранга Всеволод Руднев получил ультиматум, в котором объявлялось, что Российская и Японская империи находятся в состоянии войны, поэтому двум кораблям российского ВМФ надлежит покинуть нейтральные воды Кореи.
Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Источник: wikipedia.org.
На выполнение ультиматума давалось несколько часов, после чего эскадра Уриу откроет огонь. При подавляющем огневом превосходстве японцев, Руднев принял решение прорываться в Порт-Артур. Сражение происходило у острова Йодольми. Экипаж "Варяга" пустил на дно вражеский миноносец и повредил два японских крейсера, но при этом получил многочисленные повреждения, практически опустошил артиллерийские погреба и потерял 34 человека убитыми и более 60 ранеными.
Бронепалубный крейсер и канонерская лодка вернулись в бухту Чемульпо. Адмирал Уриу предложил Рудневу сдастся, но на совете офицеров было принято единодушное решение – корабли не сдавать, Андреевский флаг не спускать. Затем "Варяг" был взорван, а на "Корейце" открыли кингстоны.
Экипажи кораблей, вместе с ранеными, взяли на борт французские и немецкие суда и доставал в китайский порт Шанхай. Затем судами Добровольного флота герои дошли до Одессы.
Свидетелями боя с японской эскадрой и последующих событий были многочисленные моряки иностранных держав и журналисты. Буквально на следующий после сражения и его исхода мировые телеграфные агентства пестрили сообщениями о массовом героизме российских военных моряков. Вскоре появились открытки, картины, альбомы и памятные гравюры, посвященные подвигу "Варяга" и "Корейца".
Гибель "Варяга". Французская открытка начала 20-го века.
Вскоре на слова австрийского поэта Рудольфа Грейца, переведенных Евгенией Студенской, военным музыкантом Алексеем Турищевым был написан марш, ставший одним из символов ВМФ России.
Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!
Все офицеры крейсера были удостоены ордена Святого Георгия 4-й степени, матросы, боцмана и кондукторы награждены Георгиевскими крестами 4-й степени. Ставший флигель-адъютантом Всеволод Руднев через некоторое время стал командиром эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".
С 1996 года гордое имя "Варяг" носит ракетный крейсер проекта 1164 – флагман Тихоокеанского флота России.
Крейсер "Варяг" и его командир Всеволод Руднев. Источник: wikipedia.org.