В целом грузопоток по Северному морскому пути стабильно растет и составляет все более серьезную конкуренцию маршруту через Суэцкий канал – сообщает FederalCity.
Последние в этом году газовозы с партиями российского СПГ разгрузились в портах Китая, подводя таким образом итог поставок "голубого топлива" в Азию по Севморпути.
Всего за 2024 экспорт углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличился почти на 15% — до 4.47 миллионов тонн. Более половины этого объема — сжиженный природный газ с завода "Ямал СПГ".
Вместе с тем, основной прирост перевозок по маршруту СМП пришелся на нефть. Поставки "черного золота" в Китай увеличились на 33%, до 2 миллионов тонн. Большая часть таких грузов выходила из порта Мурманска, который стали чаще использовать из-за более короткой логистики.
Вырос также прямой экспорт из района Карского и Печорского морей. В Росатоме отметили, что на данный момент грузопоток по СМП увеличился более чем на 5% год к году. Растет и количество судов, заходящих в акваторию Севморпути – если в 2022 году их было 368, в 2023 – 453, то в этом уже – 469.
Северный морской путь. Источник иллюстрации: севлайф.ру.
Северный морской путь — это кратчайший водный маршрут из Европы в Азию. Он пролегает от Мурманска до Владивостока, через русскую Арктику и Северный Ледовитый океан.
Севморпуть является альтернативой южному маршруту через Суэцкий канал. Главное преимущество СМП — он значительно короче. По нему путь из Роттердама в Шанхай составит примерно 15 тысяч километров. Через Суэцкий канал — около 20 тысяч.
Более того, из-за боевых действий, которые западные страны ведут против движения хуситов из Йемена, страховые премии за проход по небезопасным водам Аденского залива и Красного моря в Суэцкий канал выросли на 50-75%. Это заставляет владельцев грузовых судов выбирать маршрут через мыс Доброй Надежды, с обходом южных и западных берегов Африки. Такая логистика увеличивает длину рейса Шанхай-Роттердам еще на 6 тысяч километров.
Караван судов проходит Северным морским путем. Источник: t.me/rosatomru.
Тем не менее, даже такие маршруты пока более востребованы мировым торговым флотом, нежели Северный морской путь. Причина – во льдах, мешающих проходу неподготовленных кораблей. Для поддержания потока перевозок России нужно больше ледоколов, а их пока не хватает. По имеющейся информации, при дефиците грузового флота ледового класса не менее 70 судов мощность российских верфей позволяет построить до 2030 года только 16. В условиях санкционной войны Россия не может разместить заказы у судостроительных компаний Южной Кореи, Голландии, США.
Кроме того, необходимы вложения для дальнейшего развития инфраструктуры Северного морского пути – портов, железных дорог, логистических узлов, спутниковой группировки, систем экологического мониторинга, спасательных служб и центров МЧС.
Госплан развития Севморпути до 2025 года предусматривает реализацию почти 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1.7 триллионов рублей.
Танкер "Владимир Русанов" проходит Северным морским путем. Источник: sdelanounas.ru.