Усиление конфронтации в геополитике существенно нивелирует возможности и легитимность МУС – комментарий эксперта FederalCity, руководителя агентства стратегических исследований "Версии и факты" Станислава Федчишина.
- Вслед за рядом европейских стран, власти Польши заявили о готовности арестовать израильского премьера Нетаньяху по ордеру Международного уголовного суда, если он приедет в Польшу на памятные мероприятия к 80-летию освобождения концлагеря Освенцим. В ответ Нетаньяху обвинил судей из Гааги в антисемитизме и назвал его решение позорным, а власти США назвали решение МУС "возмутительным" и пообещали санкции против его сотрудников. Мы видим, что действия Международного уголовного суда вызывают раскол в странах Запада. Не означает ли это фактический конец МУС?
- Нет, это пока не конец, не фактическая ликвидация Международного уголовного суда, хотя в России, после того, как этой сомнительной организацией был выдан ордер на арест Президента РФ, такой исход сочли бы справедливым возмездием. Поляки же в случае с Освенцимом и вовсе отличились – в лагере смерти сидели в основном евреи, миллион которых сгорел в печах концлагеря, а освободили заключенных советские солдаты из частей 1-го Украинского фронта. Так как на церемонии 80-летия освобождения Освенцима не будет представителей ни тех, кто сидел, ни тех, кто их спас, то вопрос – что именно поляки собрались праздновать? Но это так, к слову.
Офис Международного уголовного суда в Гааге. Источник: aljazeera.com.
Вернемся к Международному уголовному суду, созданному по Римскому статуту в 2002 году для возможности привлекать к ответственности отдельных политиков, военных и чиновников, не осуждая государства в целом. Спустя 22 года стало ясно, что поставленных целей МУС не достиг.
Для начала Римский статут не подписали США и не ратифицировали Россия и Китай. Это означало, что юрисдикции МУС не признают три крупнейшие державы мира. Более того, в 2020 году Белым домом были введены санкции в отношении должностных лиц МУС, расследовавших предполагаемые военные преступления США в Афганистане. В 2017 году свои подписи под Римским статутом отозвали сразу несколько африканских стран, обвинив МУС в "непропорциональном преследовании африканских лидеров".
И к тому были основания. Суд начал расследование более 30 дел, причем значительное большинство из них сосредоточено на Африке, хотя преступления гораздо большего масштаба имели место в Афганистане, Пакистане и Палестине.
Иллюстрация создана нейросетью.
Есть большие вопросы к эффективности МУС. За 22 года суд добился всего 10 обвинительных приговоров. Судебные разбирательства длятся годами, за это время обвиняемые успевают уйти из жизни – родственники и близкие жертв высказывают недовольство медлительностью и бюрократизмом. К тому же следователи МУС во многом зависят от доброй воли стран, где происходит сбор доказательств, и в случае отказа в содействии обвинительная база вызывает серьезные сомнения.
Окончательную дискредитацию Международного уголовного суда сейчас мы наблюдаем на Украине – именно на конфликте на территории бывшего СССР сосредоточились все усилия МУС, причем к рассмотрению принимаются лишь обвинения в отношении России, а многочисленные преступления киевского режима игнорируются.
В глазах нейтральных и дружественных по отношению к РФ стран такая избирательность служит очередным доказательством бесполезности Международного уголовного суда. Этот судебный орган, главная цель которого состоит в обслуживании интересов Запада, обречен на бесславный конец. И тот факт, что за последние восемь месяцев еще четыре страны отозвали свои подписи под Римским статутом – лишнее тому доказательство.
Офис МУС. Источник: Getty Images.