«Ноябрьская революция» в Питере не состоялась, хотя к ней готовилась и оппозиция, и власти.
День 5 ноября 2017 года, объявленный лидером запрещенной в России группировки «Артподготовка», находящимся за пределами России Вячеславом Мальцевым, как день революции, в северной столице прошел относительно спокойно. Оппозиционер-эмигрант призвал в этот день своих сторонников выйти на улицы российских городов и «взять власть».
Однако роковой день прошел достаточно мирно, хотя и оппозиционеры помещали в соцсетях призывы к протестам, и власти принимали превентивные меры. Например, по некоторым сообщениям, в центральных районах города были усилены полицейские патрули и произошла мобилизация служащих Росгвардии. А в судах, в которых обычно разбираются дела о нарушениях при проведении массовых мероприятий, в праздничные дни дежурили судьи и приставы.
Несколько инцидентов, которые можно привязать к анонсированной «революции», в Питере все же произошло. Десятка три человек, откликнувшихся на призывы Мальцева, пришли к Смольному, около 50 – к Исаакиевскому собору. Несколько было задержано. У одного были изъяты топор и респиратор, у других – охотничьи ножи, петарды и баллончики с перцовым раствором. Еще был босой и явно неадектватный человек у Смольного, заявившил, что он турист, его правоохранители задерживать не стали.
Самый громкий случай – задержание трех петербуржцев, охарактеризованных как члены движения «Свободная Ингрия» (сайт движения недавно закрыт за экстремизм). Во внедорожнике, который принадлежит 47-летнему Михаилу Войтенкову, полицией были обнаружены боевой револьвер Наган, патроны к нему, боевые гранаты РГД и «коктейли Молотова». По версии сотрудников Центра «Э», задержанные намеревались применить этот арсенал у Смольного. Последние же утверждают, что все это им подброшено. В настоящий момент они продолжают находиться в отделении полиции. Им грозит обвинение в терроризме.
- Пытаюсь дозвониться до 78-го отдела полиции на Чехова, 15 – там сейчас находится Михаил Войтенков и еще двое задержанных, - сообщил депутат ЗС Борис Вишневский. - Войтенкова обвиняют, насколько мне известно, в хранении оружия. К задержанным не пускают членов Общественной наблюдательной комиссии – говорят, что они у дознавателя. На мои звонки в отделе пока тоже не отвечают.
Говорят, что речь идет об уголовном деле, и что задержанных пытаются обвинить в участии в экстремистской группировке.
Мишу знаю не первый год, как активиста "Ингрии" и постоянного участника протестных митингов. В то, что он мог хранить оружие – не верю, полагаю, что его подбросили и организовали провокацию.
Члены полувиртуального ингерманландского движения полагают, что Северо-Запад – отдельный культурно-этнический регион, «оккупированный» Россией.
На праздниках в Петербурге произошло еще несколько происшествий, в которых можно заподозрить «революционные» акции. Так в больницу был доставлен курсант Военной академии связи, на которого на улице напал с ножом неизвестный. У молодого человека диагностированы многочисленные ранения грудной клетки, живота и руки. А утром 5 ноября двое неизвестных закидали «коктейлями Молотова» магазин химреактивов. Сотрудники МЧС ликвидировали пожар в зародыше.
6 ноября в центре Петербурга прошел несогласованный митинг. Около трех десятков членов незарегистрированной партии «Другая Россия» попытались устроить шествие вдоль Невского проспекта. Все они были задержаны Росгвардией.
5 ноября в Петербурге в разных местах за несанкционированные акции было задержано больше двух десятков человек. Всего в этот день в разных городах России правоохранители задержали по этой причине больше четырех сотен человек, из них более трехсот – в одной столице.