Минтранс РФ завершает работу над документом – наибольшие опасения вызывает вопрос информационной безопасности. Подробности – в обзоре FederalCity.
Министерство транспорта РФ практически завершило разработку законопроекта, регулирующего эксплуатацию беспилотных транспортных средств. Данный нормативно-правовой акт направлен на регламентацию прав и обязанностей всех участников рынка, включая производителей, владельцев и операторов беспилотных автомобилей.
Впервые вводится принцип распределения ответственности, который предполагает возможность привлечения не только физических лиц, но и юридических субъектов, осуществляющих разработку или техническое обслуживание беспилотных систем.
Однако, несмотря на принятие законопроекта, эксперты акцентируют внимание на том, что наличие правовой базы само по себе не решает всех возникающих проблем.
Директор центра развития системы технологических конкурсов Up Great Фонда Национальной технологической инициативы Юрий Молодых подчеркивает, что в настоящее время как в России, так и в большинстве других стран мира отсутствует устоявшаяся судебная практика по делам, связанным с эксплуатацией беспилотных транспортных средств.
Ключевой задачей на данном этапе является не столько формальное распределение ответственности, сколько создание эффективного механизма расследования инцидентов. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема обеспечения информационной безопасности беспилотных систем.
Министерство транспорта РФ. Источник: tourdom.ru.
Поскольку беспилотные автомобили подключены к глобальной сети Интернет, они становятся уязвимыми для кибератак. Возникает вопрос о надежности логов беспилотных систем в качестве доказательств в случае их взлома. Эксперт отмечает, что уровень сертификации программного обеспечения для беспилотных транспортных средств должен быть сопоставим с требованиями, предъявляемыми к программному обеспечению в энергетической отрасли или на атомных электростанциях. Однако на сегодняшний день соответствующие методики и стандарты сертификации отсутствуют.
Государство и бизнес сталкиваются с дилеммой: как разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие достаточный уровень безопасности для пользователей, но не препятствующие развитию рынка беспилотных технологий.
К 2027 году в России планируется запустить беспилотные транспортные средства на дороги общего пользования. Однако главный вопрос остается открытым: готовы ли пользователи доверить свою жизнь и безопасность алгоритмам, за функционирование которых отвечают несколько независимых сторон?

Беспилотные грузоперевозки на ЦКАД. Источник: mintrans.gov.ru.