Воспоминания очевидцев: «В ночь на 27 февраля здание ВС Крыма заняли «умиротворительные» люди»

Воспоминания очевидцев: «В ночь на 27 февраля здание ВС Крыма заняли «умиротворительные» люди»
  Боец ССО ВС РФ у здания ВС АРК, февраль 2014 года. Фото: севлайф.ру

С 2015 года 27 февраля в Российской Федерации  День сил специальных операций – понятно, почему именно в этот день. В ночь с 26 на 27 февраля 2014 года здания Верховного Совета АРК и Совмина были заняты группой хорошо вооруженных военных без опознавательных знаков на камуфляже. Именно это событие стало первым сигналом, что политическим руководством РФ решение по Крыму и Севастополю уже принято. А реализовывали это решение именно подразделения Сил специальных операций.


Этому предшествовали несколько событий, превративших столицу Крыму в пороховой котел. Накануне, 26 февраля народный митинг у стен ВС, в основном состоящий из пенсионеров и женщин,  был атакован организованными группами меджлиса и отрядами ваххабитов. С собой у них были палки, газовые баллончики и холодное оружие. Произошло столкновение, в ходе которого погибли 68-летняя пенсионерка Валентина Даниловна Корнева и 22-летний студент Игорь Постный. Радикалы из числа крымских татар прорвались в здание Верховного Совета и стали «разносить» первый этаж.



«Симферополь забурлил. Совсем недавно многие рядовые горожане как бы со стороны наблюдали за происходящим. Но теперь, после побоища, народ поднялся на дыбы, – рассказывает от событиях 26 февраля один из их участников. – Соцсети буквально взорвались. К парламенту шли тысячи – рабочие целыми бригадами, студенты и обычная молодежь, отцы с сыновьями. На окрестных улицах у собора Александра Невского выстраивались спортивные клубы единоборств, казачьи дружины и байкеры в своей экипировке».


В то же время в Севастополе формировались отряды для направления их в столицу Крыма, на помощь симферопольцам. Обстановка накалялась.

После того, как неподалеку от здания ВС стали в большом числе собираться горожане, причем уже не женщины и старики, а молодежь и мужчины среднего возраста, отслужившие в армии, побывавшие в Афганистане и других локальных конфликтах, ситуация поменялась. Меджлисовцы стали расходится, пообещав вернуться утром 27 февраля, когда «подтянуться остальные», и захватив здание, довести свое дело до конца. Однако надеждам радикалов не суждено было сбыться.

В Верховном Совете остались только дежурные и несколько человек из числа казачьих формирований, оружия не было, четкого плана действий тоже.

В 4 утра раздался звонок дежурного. Он сообщил, что в здании вооруженные люди, но это – точно не татары.

«Кто захватил, понять тогда было невозможно. Единственное, что было ясно – неизвестные люди говорили по-русски, без акцента, «умиротворительно». Для порядка сделали пару выстрелов в воздух и попросили помочь занести ящики с боеприпасами. Их было сначала человек 20-30, не больше. Боеприпасов было много», – вспоминает один из дежуривших в здании ВС в ту ночь крымчан.

Как выяснилось позже, это были военнослужащие Сил специальных операций ВС РФ.



Когда рассвело, над зданием Верховного Совета уже не было украинского желто-голубого полотнища – над ним развевались флаг АРК и российский «триколор».

«Наши пришли» - сказал один из симферопольцев, пришедших к ВС для его защиты и перекрестился.
Боевики из меджлиса пришли тоже, однако когда увидели на пороге вооруженного до зубов военного в форме без знаков различия, подойти к входу не решились. Не понравились радикалам и снайперы, который заняли позиции в окнах и на крыше, и пулеметы в дверных проемах. Спустя некоторое время площадь перед зданием опустела.

Вскоре после первого появления «умиротворительных» людей в зеленой форме, названных впоследствии «вежливыми», ситуация на полуострове начала быстро меняться – были заняты аэропорт и вокзалы, блокированы места дислокации украинских силовиков и ВСУ. К бойцам севастопольского «Беркута», уже державшим оборону на Чонгаре и Турецком валу, присоединились хорошо экипированные военные на тяжелой технике.



«Воссоединение Крыма с Россией прошло мирно и без единого выстрела. А крымчане встречали «вежливых людей» как своих спасителей и освободителей. В качестве оккупационных воспринимались как раз украинские войска» - считает глава РК Сергей Аксенов.


«Вхождение Крыма в состав России стало одной из самых ярких военных операций в истории российской армии, главной целью которой было не только взятие под контроль огромной территории, но проведение этого без пролития ни одной капли крови, - высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА военный эксперт Виктор Баранец. - Это выходит за рамки всех прошлых операций, доктрин и стратегий. Это очевидно. И если говорить о гибридной войне, то произошедшее можно отнести к блистательному ее воплощению».


Силы специальных операций начали формироваться в ВС РФ после реформ 2009 года. Однако первую, самую серьезную проверку они прошли в феврале-марте 2014 года в Крыму, где их бойцы навсегда вошли в историю, как «вежливые люди». Кстати, у Сил специальных операций есть свой памятник, установленный у здания Верховного Совета Республики Крым. Удачное место, не поспоришь.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен