Подлодка, вмерзшая в лед

Подлодка, вмерзшая в лед
  Валентин Данилов. Фото: В. Илларионова

Капитан III ранга в отставке Валентин Данилов– активный участник Совета ветеранов-подводников Черноморского флота, человек с богатейшим жизненным опытом и кладезь интереснейших историй из жизни подводников. Одну из них в свой профессиональный праздник 19 марта он рассказал корреспонденту ИА FederalCity.

 

- Валентин Алексеевич, расскажите сначала о себе – откуда родом, как попали на флот?

 

- Я родился 1 мая 1931 года в деревне Панино Буйского района Костромской области. В 1949 году направлен военкоматом в город Пушкин и зачислен в  первый набор только созданного Высшего Военно-морского инженерного училища, в котором готовили инженеров-механиков для подводных лодок. После окончания училища в чине лейтенанта был направлен в Сормово для принятия новенькой подводной лодки С-198 для базы Полярный на Северном флоте.


 

- А как вы потом оказались на Тихоокеанском флоте?

 

-  Спустя некоторое время  командование решило лодки перебросить в надводном положении Северным морским путем на Камчатку. Экспедицией особого назначения ЭОН-56 командовал контр-адмирал Пархоменко, разжалованный из вице-адмиралов после взрыва линкора «Новороссийск». Я был назначен командиром группы движения БЧ-5 лодки С-198. Тогда мы еще не знали, что поход в 5000 миль обернется еще и зимовкой во льдах. Северный ветер пригнал к берегу льдины, когда караван, растянувшийся на десятки миль, уже подходил к  Тихому океану. Движение лодок с легким корпусом без защиты стало невозможным. Четыре лодки и суда сопровождения вошли в устье реки Колымы в ожидании смены ветра и ухода льдов. Но южный ветер облегчения не принес. Оказалось, что караван входил в реку при нагоне воды. А выйти из нее при сгонном ветре с материка не получалось из-за песчаного подводного барьера по всей ширине устья реки. Предстояла зимовка на Колыме. 

 

Вверх по течению у поселка Нижние Кресты экипажи нашли заводь, что бы при весеннем ледоходе льды не раздавили корабли. Невероятным напряжением сил всего личного состава удалось предотвратить размораживание аккумуляторных батарей и водяной арматуры всех лодок. При морозе в 40 градусов лодка промерзла до самого дна. Экипаж разместился в бараках заброшенного лагпункта.


 

Приходилось за дровами в тундру ходить, пищу варить в огромном котле из-под строительного битума. Начались повальные болезни личного состава. По сигналу SOS с Большой земли прилетели три «транспортника» с медикаментами, луком, чесноком и продовольствием. А самое главное – привезли жалование. Вот тут и началась торговля с местным населением. За деньги покупали строганину из нельмы и муксуна. По весне для приведения подводных лодок в рабочее состояние пришлось проводить «дефектовку», составлять ведомость. И с ней лететь в Москву. Все запчасти привезли вовремя и в полном комплекте. А коротким северным летом лета экипажи перебрались из бараков на лодки и взялись за ремонт. В июне пошла высокая вода, и  лодки вместе с судами сопровождения покинули Колыму и вышли в Тихий океан.

 

- Как сложилась служба на Камчатке?

 

- В бригаде подводных лодок на Камчатке я пошел по легководолазному делу. С 1958 года руководил  учебно-тренировочной станцией подводников.. В 1961 году меня перевели на Черноморский флот, в Севастополь - преподавателем электромеханического цикла 90-го учебного центра в подготовки индонезийских военных моряков.  После закрытия учебного стал  командиром моторной группы БЧ-5 подводной лодки С-70 в Балаклаве. Лодку проекта 613 я знаю до перископа до киля. Приходилось выполнять учебно-боевые задачи в Средиземном море. С 1970  года служил старшим инспектором Инспекции безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ ЧФ. В 1983 году по выслуге лет вышел в запас. Однако с морем не расстался – был  первым помощником капитана морского водоналивного транспорта «Сура» Черноморского флота, снабжавшего суда в Средиземном море.


 

- Чем занимаетесь сейчас, на пенсии?

 

- Работаю в Совете ветеранов-подводников ЧФ, занимаюсь военно-патриотическим воспитанием ребят подшефной школы № 6. С помощью внука Сергея освоил персональный компьютер, увлекся цифровой фотографией. Скучать некогда!



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен